В Неделю преподобного Иоанна Лествичника епископ Феоктист совершил Литургию в Никитском монастыре

Максим Медведев
Фото

29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию святителя Василия Великого в Никитском мужском монастыре Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие братья и сестры!

Отца Димитрия и братию монастыря поздравляю с очередным престольным праздником вашей древней обители — с днём памяти преподобного Иоанна Лествичника.

Конечно, у каждого свои взаимоотношения со святыми, у каждого уже есть свои накопленные годами воспоминания, особенно у тех, кто какое-то ощутимое время провёл в Церкви. Для меня Неделя 4-я Великого поста тоже особенная. И особенный святой — преподобный Иоанн Лествичник. Потому что именно в этот день я был рукоположен во пресвитера и это очень памятный для меня день.

Преподобный Иоанн Лествичник известен благодаря своей книге. Книге, которая намного превзошла его время, которая стала поистине бессмертной книгой. Книгой, которая выдержала бесчисленное количество изданий и переводов. Нет христианина, который бы её не открывал, не читал и не пытался понять. Иоанн Лествичник и книга «Лествица» говорят о лестнице восхождения к Небу. Вроде мы все это знаем, всё это понятно — лестница, ступени. Невозможно перепрыгнуть через эти ступени, невозможно оказаться сразу вверху.

Сегодня читалось Евангелие от Матфея, в котором содержится полная редакция Заповедей блаженств. Мы склоны забывать, что Заповеди блаженств тоже имеют в себе структуру лествицы. Это важно помнить! Потому что зачастую при возникновении конфликтных ситуаций может возникнуть иллюзия, что нас гонят по той причине, что мы христиане, так как сказано в последней заповеди «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11). Но если возникли такие мысли, то стоит себе задать вопрос: а есть ли во мне нищета духовная, если во мне кротость? Потому что если нет кротости или миролюбия, нет милосердия, то и гонения, которые на меня воздвигают, не за Имя Христово, а из-за того, что я просто не очень хороший человек, неправильно себя веду. А понять, если у меня кротость, очень просто — как я реагирую на нелестные слова в мой адрес? Что со мной происходит? Я после этого «кушать не могу», «спать не могу», или я их просто не замечаю?

Мне хочется спросить опытных отцов, отца Димитрия или отца Александра, — много ли вы видели людей, которые могли совершенно не реагировать на обидные слова в свой адрес? Немного, да? Дай Бог, чтобы мы больше думали о стяжании тех добродетелей, тех христианских свойств, которые находятся в начале Заповедей блаженств. Не думали о высоком, а думали, в первую очередь, о нищете духовной, о кротости. Ведь если этого нет, всё остальное написано не про нас. И все те неприятности, которые мы переживаем, просто связаны с недостатками нашего характера, с неумением общаться. А ни с чем больше. К Христу они отношения не имеют.

Преподобный Иоанн Лествичник провёл в подвиге 49 лет. 49 лет строгого монашеского подвига отвержения себя. И после этого он смог что-то понять про духовную жизнь, понять и рассказать другим людям. Через 49 лет подвига.

Душа человека со времён жизни Иоанна Лествичника не изменилась. Нашим душам также нужно время, чтобы постичь Евангелие, чтобы постичь самих себя и стать христианами. И те люди, которые по десять, двадцать, тридцать лет ходят в храм по воскресеньям, и потом говорят — «Знаете, это всё не работает, я не меняюсь» или вообще «только хуже становлюсь», «я только здоровье подорвал» или что-то еще, они забывают о том, что нет в церковном календаре преподобных, которые бы стяжали свои венцы без многолетнего подвига. У каждого из них несколько десятилетий подвига. Именно подвига, а не так, как у нас. Не так, как у людей, которые приходят иногда в церковь, выходят из неё и забывают всё, о чём они тут думали, что они здесь слышали. Мы живём очень расслаблено, а христианство и Господь Иисус Христос для нас не являются центром. А для Иоанна Лествичника и для других святых Христос был центром жизни. Они не делили свою жизнь на «в храме» или «вне храма». Они всегда были на пределе подвига, всегда полностью отдавали себя Христу. И только через десятилетия такой жизни, они смогли стать людьми духовными, а не плотскими. И через это сумели передать свой опыт другим.

Я думаю, что нам это надо помнить всегда. Сегодняшний век говорит «быстрее». Мы увеличиваем скорость автомобилей, перемещений, телефонов, чего угодно. Мы привыкли, чтоб всё было быстро. А душа человека не меняется. Она медленно возрастает и восходит к Богу, очень медленно. Естественно, что когда мы внешние скорости пытаемся перенести на скорость развития собственных душ, то видим, что это не получается. Надо обращать внимание не на то, как изменяется и движется внешний мир, а на то, как и с какой скоростью восходили ко Христу наши учителя и отцы первых веков христианства. Тогда не будет у нас никакого смущения, не будет завышенных ожиданий от самих себя, от своего присутствия в Церкви.

Дай Бог, чтобы мы это помнили. И тогда всегда сможем задать себе вопрос — «сколько лет я живу в подвиге» или «живу ли я в подвиге вообще»? Скорее всего, ответы будут неутешительные, и следующий вопрос тогда — «а чего я вообще от себя ожидаю, — слава Богу, что есть то малое, которого я уже достиг». Дай нам Бог это малое сохранить и постепенно восходить к совершенному.

Помощи всем Божией, благодарю всех вас за совместную молитву.

Похожие публикации