17 января 2021 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Георгиевском храме Переславля.

В благословение и благодарность за понесенные труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии архиерейская грамота была вручена Константину Адольфовичу Штырцу.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, отец Михаил, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю с воскресным днём, предшествующим Богоявлению — Крещению Господню.

Сегодня в рамках этого празднования мы слышали отрывок из Второго Послания апостола Павла к Тимофею, то есть отрывок из прощального письма к Тимофею. Апостол Павел в этом небольшом отрывке говорит, что он прощается со своим учеником и утверждает, что ему, апостолу Павлу, уготован от Бога венец правды (см. 2 Тим. 4, 5-7).

Мы знаем, что апостол Павел действительно святой, ему действительно уготован венец правды, но здесь он сам о себе говорит, что ему уготован венец правды. Вместе с этим возникает вопрос: для чего он писал о себе самом такие слова? Ведь это может показаться некоторым хвастовством и бахвальством, если постараться, то можно увидеть в словах апостола следствие греха. Этим вопросом задавались и древние толкователи, в том числе и святитель Иоанн Златоуст. Он дал замечательный ответ: «Часто я, взяв в руки послание Апостола, и рассматривая это место, недоумевал, для чего Павел так превозносит себя: «подвигом добрым я подвизался». Но теперь, кажется, по благодати Божией, я понял это. Для чего он говорит так? Он желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть бодрым, потому что он отходит к венцу, как сотворивший всё, как достигший благого конца; радоваться, говорит, должно, а не скорбеть». Своими словами апостол Павел хочет взбодрить ученика и указать ему путь, ведущий к блаженной вечности.

Если у нас есть желание уподобиться апостолу Павлу, то стоит прислушаться к его словам, ведь он не скрывал того, что позволило ему писать о себе самом такие дерзновенные слова — «теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия».

Если ориентироваться на сегодняшний отрывок, то самые важные слова в нём те, в которых апостол утверждает, что «венец правды» готовится не только ему, «но и всем, возлюбившим явление Его». Здесь всё понятно — благую вечную участь апостол Павел ставит в прямую зависимость от соотнесенности с Воплощенным Богом Господом нашим Иисусом Христом. Без Него, без любви к Нему надеяться на «венец правды» не приходится. А под «явлением» Христа апостол подразумевает не уже бывшее Пришествие, которое закончилось Смертью на Кресте, Воскресением и Вознесением, а другое, то, которое мы называем Вторым Пришествием. «Венец правды» готовится тем, кто любит Христа и живёт предвосхищением Его Второго Пришествия. Всё тот же святитель Иоанн Златоуст по этому поводу сказал так: «Кто любит явление Его, тот будет делать всё, чтобы прежде всемирного было к нему частное пришествие Христово». Чтобы достичь этого святитель Иоанн уже сейчас предлагает обратить пристальное внимание на своё нравственное состояние: «Будь же любомудрым ныне; пусть не будет у тебя духа гордости, чтобы он не поразил тебя и не низринул; пусть не будет у тебя тьмы и сердца каменного, чтобы не разбился об него корабль твой; пусть не будет в тебе никакого лукавства; подводные камни производят самые страшные кораблекрушения. Не питай в себе диких зверей, — разумею страсти, потому что они лютее диких зверей; не полагайся на вещи скоропреходящие, подобно текучей воде, чтобы тебе стоять твердо».

Если устроить дом своей души таким образом, то состоится частное, как сказал святитель Иоанн, пришествие Христово, оно же даст уверенность в том, что такому человеку Господь готовит «венец правды».

Помощи всем Божией, ангела-хранителя. Благодарю за совместную молитву.