24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка, дорогие сёстры, поздравляю вас с воскресным днём!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, что Христос, оставив Назарет, поселился в Капернауме приморском — «пределах Завулоновых и Неффалимовых». Что это за земля? И почему её упоминание так важно для евангелиста?

Когда евреи заселяли Землю обетованную, они разделили её между двенадцатью коленами Израилевыми, каждое из которых возглавлял потомок Иакова. Во времена судей и первых царей все двенадцать колен входили в одно государство. Правление царя Соломона закончилось очень печально: «И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» (3 Цар. 11, 5-6). У него было семьсот жён и триста наложниц, «и развратили жёны его сердце его» (3 Цар. 11, 3). Соломон строил языческие храмы и одаривал жён дорогими подарками. На всё это ему нужно было много денег, и он обложил израильский народ неподъёмными податями. Когда Соломон умер, к власти пришёл его сын Ровоам. Народ израильский обратился к нему с просьбой облегчить гнёт и уменьшить подати: «И отвечал царь [Ровоам] народу сурово и пренебрёг совет старцев, что они советовали ему; и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас плетьми, а я буду наказывать вас кнутами» (3 Цар. 12, 13-14).

Десять колен Израилевых, среди которых были колена Неффалимово и Завулоново, не захотели подчиняться гордому и жадному Ровоаму и отделились, образовав Северное царство. Чтобы полностью обрети независимость от Южного царства, цари Северного царства нарушили закон и создали свой храм. За это преступление Бог покарал людей Северного царства, и они постепенно начали скатываться в язычество. Тут необходимо отметить, что Северное царство справедливо откололось от Южного, и Соломон, и Ровоам притесняли народ. Северяне были по-человечески правы, но это привело их к уклонению в язычество.

Евангелист Матфей цитирует пророка Исаию, который жил в VIII веке до Рождества Христова. В его время земли Неффалима и Завулона давно и прочно погрязли в язычестве, но пророк возвещает, что именно из этих мест придёт спасение. Спустя 800 лет Христос рождается в пригороде Иерусалима, на юге, но растёт и воспитывается в галилейском городе Назарете — земле Неффалима и Завулона, земле языческой. Мы знаем, что, когда Христос вышел на проповедь, Его воспринимали как галилеянина. Нафанаил говорит Филиппу: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46). Господь покарал северян за богоотступничество, а затем стал одним из них. С нашей, человеческой, точки зрения, это странно и несправедливо.

Подходят к концу праздники Рождества и Богоявления, которые снова напоминают нам, что человеческая логика бессильна описать дела Божии. И Рождество, и Богоявление абсурдны с точки зрения человеческой логики. Почему Бог родился в бесславии, как слабый человек? Почему Безгрешный пришёл омыться от грехов к Иоанну? Всё Евангелие является вызовом для нашей человеческой логики и для нашего представления о мире и взаимоотношении человека с Богом. Очень важно помнить, что разумом Бога постичь невозможно, но можно войти в Его милость и благодать, открыв Ему своё сердце.

Я очень надеюсь, что у каждого из нас это получится, и тогда мы сможем принимать действия Бога такими как они есть, не пытаясь их объяснить своим умом.

По окончании Литургии воспитанницы «Доброй школы на Сольбе» представили присутствующим спектакль «Рождественская девочка». Режиссёром и постановщиком пьесы стала Ольга Агзамовна Гильванова.

По приглашению настоятельницы Николо-Сольбинского монастыря игумении Еротииды (Гажу) Ольга Агзамовна 4-й год сотрудничает с «Доброй школой на Сольбе». За это время было поставлено 6 спектаклей, с некоторыми из которых коллектив гастролировал на площадках города Москвы и Ярославской области.

Спектакль «Рождественская девочка» уникален тем, что это авторская постановка Ольги Гильвановой, она автор пьесы, текстов песен и музыки. Декорации к спектаклю сделали преподаватели и воспитанницы «Доброй школы на Сольбе».