6 июня 2021 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, и день памяти преподобного Никиты Столпника Переславского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.

По окончании Литургии владыка обратился к верующим:

— Христос воскресе!

Сегодня мы слышали историю об исцелении Господом Иисусом Христом слепорожденного человека. Основная часть этого евангельского отрывка представляет собой диалог исцелённого человека с фарисеями, которые недовольны тем, что Господь совершил исцеление в субботу. Мы знаем, что это не первое и не последнее субботнее исцеление, которое зафиксировано в Евангелии.

Мы также знаем, что Господь наш Иисус Христос с величайшей осторожностью, предельной нежностью, неуклонным сочувствием и всегдашним прощением относился к заблуждающимся и согрешающим. Но в отношении фарисеев и тех людей, которые так старательно почитали субботу, у Него почему-то другая позиция. Ведь можно было поступать как-то иначе, можно было не обострять конфликт, но нет, Евангелие даёт нам право сделать вывод, что Господь совершенно сознательно провоцирует внимательно следящих за ним фарисеев и вовсе не заботится об их чувствах. Тогда как переживания фарисеев были в высшей степени серьёзными. Нам стоит понимать, что отношение к субботе у иудеев не такое как у нас, например, к среде и пятнице: мы знаем, что это постные дни, но вместе с этим многие из нас с лёгкостью их нарушают. Но у иудеев было иначе, и иначе остаётся и до сего дня. Мы знаем, что когда были Маккавейские войны, то иудеи не воевали в субботу — их приходили и убивали, потому что они отказывались брать оружие в этот день. Для них было проще умереть, чем нарушить субботу. Господь всё это знал. Почему он их провоцирует, почему не бережёт их чувства? В то же время бережёт чувства различных грешников.

Ответ прост, мы все его знаем, мы можем его воспроизвести, но принять его, понять и сделать своим довольно сложно. Своими действиями Господь говорит, что выше всего любовь. Любовь к конкретном человеку, находящемуся рядом с тобой здесь и сейчас. Если ты думаешь, что какое-то установление, якобы Божие, выше любви к человеку, то ты далёк от Христа, и у Христа нет к тебе сочувствия. Вот что самое страшное. Мы знаем, что это проявляется в нашем обществе: любой из нас либо был на месте того человека, который кого-то одёргивает в храме, либо сам страдал от такого к себе отношения. А что это такое? Это означает, что обряд становится выше любви, выше сочувствия, выше всепрощения.

Любому из нас хочется быть частью большого и крепкого сообщества. Это естественно для человека. Человеку тяжело и невозможно быть одному. Мы хотим прилепиться к чему-то понятному и ясному. Слепой, которого Господь исцелил, был сначала отторгнут от сообщества людей из-за своего недуга, так как они думали, что это по его грехам или по грехам его родителей, когда он исцелился, и уже сознательно идя за Христом, он отторгает себя от сообщества фарисеев и тех людей, которых в обществе уважали. Он так и не вошёл в это общество, он предпочёл быть со Христом, а не с этими людьми.

Любой человек, который так же последовательно, так же вдумчиво, так же целеустремлённо будет идти за Христом, никогда не станет неотделимой частью какого-то человеческого сообщества. Он всегда будет не понят и одинок. Так, как был одиноким, непонятным и непонятым преподобный Никита, который здесь сегодня всех нас собрал.

Я очень надеюсь, что его молитвами мы сможем постичь суть евангельского благовестия Господа нашего Иисуса Христа, сможем понять, что, идя за Христом, мы, во-первых, будем всегда одиноки, а во-вторых, этот путь будет невозможен до тех пор, пока любовь для нас не станет превыше всего.

Спаси Господь всех вас за молитву.