24 мая 2020 года, в Неделю 6‑ю по Пасхе, о слепом, и день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил раннюю Литургию в приделе апостола Филиппа Владимирского кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Христос воскресе!

Евангельская история об исцелении Господом Иисусом Христом слепорожденного человека содержит в себе очень много различных смыслов. Но, пожалуй, самый важный смысл этой истории заключается в противостоянии теории и опыта. Большая часть этого евангельского чтения посвящена именно этой теме.

Мы видим в нём фарисеев, для которых Бог лишь теория, видим бывшего слепого, для которого Бог стал частью его личного опыта. При этом исцелённый не может ничего сказать о том, каким образом праведник может нарушить закон о субботе, но он знает, что Тот, Кто даровал ему зрение, — праведен. Об этом свидетельствует личный опыт бывшего слепца: он увидел, что Бог действует не по правилам. Тогда как для фарисеев Бог — это многоступенчатые правила.

Отношение к Богу как к набору правил — всем прекрасно известное искушение. Мы знаем, что есть традиция, есть обряд, в конце концов, есть привычка. Если кто-то попытается нарушить устоявшийся уклад, то, скорее всего, мы возмутимся. Если этот кто-то скажет, что такова воля Бога, то, скорее всего, мы не примем этого свидетельства. В этом смысле мы мало чем отличаемся от тех фарисеев, которые вступили в спор с бывшим слепцом.

К примеру, сейчас, в связи с эпидемиологической обстановкой, во всех храмах нашей епархии введены некоторые ограничения. В частности, мы просим не прикладываться к Чаше после причащения. Все знают и об эпидемиологической обстановке, и об этом нашем требовании, но, тем не менее, постоянно встречаются люди, готовые буквально силой вырвать из руки Чашу с тем, чтобы приложиться к ней, то есть поступить так, как они поступали всегда, так, как они привыкли поступать. А если им не удается это сделать, то они отходят крайне разочарованные — «паззл не сложился!», всё пошло не по плану, не по годами установленному обряду и потому «не сработало». Вообще, в нашей церковной жизни, да и не только в церковной, очень много такого, что является лишь красивой традицией, которая зачастую затмевает смысл. К сожалению, мы здесь над собой не властны. Сегодняшняя евангельская история в очередной раз призывает нас об этом подумать.

А ещё оно напоминает нам, что Бог не наказывает человека. Здесь также срабатывает сила привычки. Зачастую мы полагаем, что то зло, которое случается с нами в жизни, — это наказание Божие. Особенно же удобно так думать в отношении кого-то другого. Если мы видим, что у того или иного человека какие-то нестроения, то наш диагноз готов: Бог его наказывает для вразумления. Но сегодня мы слышали слова Христа, которыми Он описывает причину того, что человек родился слепым: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин. 9, 2). Невозможно базироваться на Евангелие и представить, что Бог нас карает, что Он нас за что-то наказывает. На всём протяжении Своего земного служения Господь Иисус Христос никого не наказал, никого не покарал. Вразумлял? Да. Вразумлял иногда довольно жёстко и доходчиво? Да. Но никогда не карал и не наказывал. Он не сделал никому больно. Он — Бог Милующий, Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20).

Довольно странно, если христианин верит в карающего Бога, в Бога, который заставляет страдать детей ради вразумления родителей, в Бога, который подвергает кого-либо мучению и страданиям. Такое понимание Бога — не что иное, как язычество, это сугубо языческое представление о Боге. Наш Бог не таков. Ведь если случается трагедия, и мы её начинаем осмыслять в рамках наказания, то это мешает увидеть нам подлинную волю Бога и двинуться дальше.

Я вспоминаю одну женщину, которая работала в нашем университете на очень скромной должности, но мы — студенты — должны были постоянно иметь с ней дело, а это было непросто, она обладала в ту пору очень тяжёлым характером. Через несколько лет после окончания ВУЗа, я встретил её в храме и не узнал. Она стала совершенно иным человеком. Конечно, меня удивила эта метаморфоза, я начал узнавать, в чём дело. Через других людей выяснил. Она одна воспитывала сына, ему было, кажется, 13 лет, она в очередной раз повела себя по отношению к нему грубо и несправедливо, и он, фактически у неё на глазах, совершил самоубийство. После такой трагедии можно очень по-разному себя повести, можно уйти в самобичевание и саморазрушение, но она, с помощью Божией, нашла в себе силы жить дальше, увидеть за этим ужасом Бога, но не Бога карающего, а Бога Милующего, благодаря этому она сумела совершенно измениться. Надо сказать, что тогда, когда мы встретились в храме, она была абсолютно не похожа на того человека, которого я знал раньше и ещё надо сказать, что, пожалуй, более светлого человека, чем она после всего пережитого, мне видеть не доводилось. Для неё ужасная личная трагедия стала путём к Богу и её же ошибки послужили к славе Божией. Конечно, это очень тяжелый пример, но иногда Бог приходит к человеку и таким путем.

Сегодняшняя евангельская история призывает нас быть предельно внимательными к действиям Бога. Призывает помнить, что Бог — Любящий, Бог — Живой, Бог — не концепт и не правило. Бог — не обряд, Бог — Личность, Которая говорит с каждым из нас каждую секунду. От нас требуется лишь открыть свои сердца, чтобы слышать Его голос.