В Неделю о расслабленном епископ Феоктист совершил Литургию в храме пророка Илии в селе Ивановское на Лехте

23 мая 2021 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме пророка Илии в селе Ивановское на Лехте Борисоглебского района.

На малом входе за многолетние труды на ниве духовного образования клирик храма и директор Ивановской на Лехте школы священник Владимир Мартышин был удостоен права ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры! Христос воскресе!

Как вы все знаете, сегодняшний день имеет устоявшееся церковное название — Неделя о расслабленном. Связано это с евангельским литургическим чтением, в котором шла речь об исцелении Господом Иисусом Христом паралитика в купальне у Овечьих ворот Иерусалима. Толкователи далеко не однозначно оценивают эту историю, к самому больному в церковной традиции также существуют диаметрально противоположные отношения.

С одной стороны, он, безусловно, страдалец. Здоровому человеку весьма непросто представить, что это такое: быть парализованным на протяжении тридцати восьми лет. Ясно лишь то, что это ужасное состояние, возможно, это один из самых тяжёлых недугов. Конечно, мы не можем не сочувствовать этому человеку точно также, как сочувствуем и всем иным людям с физическими недугами.

Но если посмотреть на всю эту историю немного пристальней, то мы увидим нечто странное, связанное с тем, что сами по себе болезни и страдания далеко не всегда делают человека лучше.

Господь спросил хочет ли он быть здоров, ответом Ему была жалоба на то, что нет человека, который бы помог спуститься в купель прежде всех других больных. Это уже весьма симптоматично: во-первых, странно звучит сам ответ, а во-вторых, странно и то, что за тридцать восемь лет не нашлось того, кто захотел бы позаботиться об этом паралитике. Это последнее указывает не только на нравственную чёрствость общества, но и на некоторые особенности самого больного, ведь это означает, что у него не было близких людей, тех, кто готов был биться за него так, как бились друзья другого паралитика, того, который был спущен к ногам Христа через разобранную крышу в Капернауме.

Несмотря на странный ответ, Господь исцеляет этого человека. Но в Евангелии нет сведений, что в ответ прозвучала благодарность, более того, бывший расслабленный даже не поинтересовался личностью Того, Кто его исцелил. Нет в нём и удивления от чуда. Он просто встал и пошёл, пошёл в противоположном от Христа Спасителя направлении, он, если судить по тексту Евангелия, даже не попрощался. Ну а когда он столкнулся с иудеями и услышал замечание о том, что в субботу нельзя ничего носить — а у него в руках была его лежанка — то он тут же указал на Христа, он не пытался спорить, не пытался как-то возразить, он всю вину за нарушение иудейских предписаний о субботе возложил на Спасителя. Когда же бывший больной встретил Христа в храме, узнал, Кто его исцелил, то он тут же пошёл и доложил об этом иудеям. Такое поведение не получается охарактеризовать иначе, как неблагодарность.

Но для чего Церковь предлагает нам эту историю в пасхальный период? Ответ кажется очевидным: нередко мы мало чем отличаемся от евангельского паралитика. Мы, как и он, получаем от Христа исцеление от собственной греховной скверны. Он очищает нас, даёт нам свободу. Но что в ответ? В лучшем случае ничего. Мы просто воспринимаем это как должное. Ну а если общество высказывает к нам какие-то претензии, то мы точно также пытаемся возложить всю вину на Спасителя.

Особенно же ярко такое отношение ко Христу и Его дарам проявляется после Пасхи. Все мы по себе знаем, с какой ужасной скоростью мы теряем всё то, что было нам дано Богом за время Великого поста. Очевидно, что это не только наша современная проблема, так было всегда и именно по этой причине Церковь сегодня предлагает нам для размышления отрицательный пример бывшего паралитика. Пример весьма неприятный, но паралитик — всего лишь зеркальное отражение того, что происходит с очень многими христианами. Хочется верить, что через этот пример мы с вами поймём то, как не надо поступать и будем действовать противоположным образом.