В Неделю 9-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию на подворье Никольского монастыря в селе Годеново

14 августа 2022 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице и праздник изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Иоанна Златоустого на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры!

В этом году праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня совпал с воскресным днём — с Неделей 9-й по Пятидесятнице, следовательно, Церковь предложила нам для назидания и размышления евангельский отрывок, который содержал в себе рассказ о хождении Господа Иисуса Христа по воде Тивериадского озера из Евангелия от Матфея.

Целевая аудитория Евангелия от Матфея — евреи. Помимо большого количества цитат из Ветхого Завета, в Евангелии от Матфея немало и ветхозаветной символики, и первое, и второе призвано показать и доказать народу Израиля, что Иисус из Назарета — это долгожданный Мессия, на Нём сбываются древние пророчества, и Он же — новый Моисей, Который пришёл вывести Свой народ из рабства греху и смерти.

История хождения Господа Иисуса Христа по водам и предшествующее ей насыщение пяти с лишним тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами — как раз сближает Евангелие от Матфея с рассказами, которые известны нам из библейской книги Исход: там Моисей сначала провёл израильский народ по дну моря, а потом испросил у Бога манну и воду в пустыне. Впрочем, не только апостол Матфей видел во Христе нового Моисея, апостол Иоанн Богослов в своём Евангелии тоже подчёркивает эту часть мессианского служения Спасителя, в его рассказе о чуде хождения по водам лодка с учениками пристаёт к берегу сразу же после того, как апостолы увидели Христа (см. Ин. 19–21), то есть апостол Иоанн делает акцент на конечном результате, который совпадает с конечным результатом странствования евреев по дну моря под предводительством Моисея.

Этот символизм в полной мере приняла и усвоила Церковь, к примеру, за каждым богослужением утрени читается так называемый канон, который предваряется воспоминанием перехода израильтян через море, но, конечно, на одном лишь воспоминании древнего библейского события мысль Церкви не останавливается, она простирается дальше — ко Христу и тому, что Он сделал для человечества. Мы веруем и исповедуем, что Христос спас нас от рабства греху и смерти, но для абсолютного большинства это просто выражение веры, которое не имеет никакого практического выражения, потому что совершенно непонятно, какой можно сделать практический вывод и каким образом надлежит поступать.

Здесь нам на помощь приходит вторая часть сегодняшнего евангельского отрывка: о том, как апостол Пётр, повинуясь слову Христа, пошёл по воде на встречу своему Учителю. Пётр, поверив Спасителю, смог выйти за рамки естественного, он мог бы идти дальше, но в какой-то момент испугался, и, испугавшись, вернулся в обычное для каждого человека состояние. Эту историю можно перенести на историю спасения каждого конкретного человека, она начинается тогда, когда человек услышит голос Христа, откликнется на него и пойдёт туда, куда зовёт Спаситель без всякого страха, сомнений и мыслей о самом себе. Да, это сложно. Это очень сложно. Почти невозможно. Но история Церкви показала, что вера способна преодолеть эту невозможность.

Мы с вами сегодня приехали поклониться Годеновскому Кресту повинуясь вере. У каждого из нас есть свои заботы, проблемы и тревоги, которые мы приносим к подножию Креста, Господь слышит и принимает наши молитвенные к Нему обращения, точно так, как Он принял обращение апостола Петра, попросившего повелеть ему пойти по воде. И, действительно, апостол Пётр пошёл, но его веры в тот момент хватило лишь на саму просьбу и на первые шаги, дальше вера его оставила, это говорит о том, что помимо наших сокровенных молитвенных обращений, мы должны в первую очередь просить у Христа веру совершенную, неотъемлемую и полную, ведь только с ней станет возможным исполнение и всех прочих наших прошений.