В Неделю 8-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Успенском храме села Котово Угличского района

7 августа 2022 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти святой исповедницы Ираиды Тиховой, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы села Котово Угличского района.

В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии были вручены архиерейские грамоты:

  • священнику Артемию Омельянову, клирику Алексеевского женского монастыря города Углича;
  • Николаю Николаевичу Карабаеву.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Ольга, отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти исповедницы Ираиды Тиховой!

Довольно часто любому священнослужителю приходится слышать о том, что святость — это нечто недостижимое, что-то такое, что к нам не имеет никакого отношения. Более того, само стремление к святости воспринимается некоторыми людьми как что-то постыдное и смешное. Конечно, такая позиция не имеет ничего общего с действительностью, и указывает лишь на слабое знакомство с житиями наших святых.

Жизнеописание исповедницы Ираиды — это очень яркий пример того, что святость не только возможна для любого христианина, но и того, что святость — это норма. В её жизнеописании мы не находим чего-то сверхъестественного, мы видим простую жизнь простой верующей женщины, которая не совершала каких-то особенных подвигов, она просто была в своей жизни верна евангельским принципам и Господу Иисусу Христу. Этого оказалось достаточно, чтобы достичь Христова Царства и быть прославленной у Бога.

Именно таков путь святости — он состоит в богоподобной простоте. В Евангелии мы находим немало простых сюжетов, один из которых был сегодня предложен нашему вниманию за Литургией. Напомню: в нём шла речь о насыщении Господом Иисусом Христом пяти с лишним тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Существуют как минимум две линии толкования этого евангельского отрывка, первая из них делает акцент на творческой силе Спасителя, Который умножает количество вещества, а вторая — она менее популярна и многих вызывает некоторое смущение — говорит о том, что суть чуда не в умножении вещества, а в изменении сердец собравшихся людей, которые начали делиться друг с другом запасами еды.

Толкователи, следующие второму способу прочтения, обращают внимание на одну любопытную деталь нынешнего евангельского чтения, которая отличает его от аналогичного эпизода 15-й главы: Господь Иисус Христос велел народу возлечь на траву. Трава в Палестине довольно мимолётное явление, она появляется на очень краткое время весной и вскоре её испепеляет солнце. Трава появляется незадолго до празднования иудейской Пасхи, как раз тогда, когда со всей Палестины паломники движутся в Иерусалим, в центр торжества. С большой долей вероятности можно предположить, что те люди, которые слушали слова Христа в пустынном месте и которых накормил Господь были как раз теми самыми паломниками.

Когда мы сегодня собираемся в путешествие, мы, при желании, можем не брать с собой провиант: сетевые кафе аэропортов, завтраки, обеды и ужины самолётов, вагоны-рестораны и бабушки на полустанках не дадут нам проголодаться. Хотя, конечно, многие отправляясь в путешествие по-прежнему не отказывают себе в классическом гастрономическом наборе путешественника. Но во времена земной жизни Христа такой набор был жизненной необходимостью и очевидно, что у только начавших свой паломнический путь людей был с собой запас еды. Может быть, не у всех, но у большинства.

Согласно этому взгляду на нынешнее евангельское чтение, Христово чудо состоит не в том, что Он, будучи Воплотившимся Богом, увеличил количество материальных благ, а в том, что Его слова проникли в сердца людей и помогли людям начать делиться своими припасами с теми, кто в силу различных причин не мог похвастаться изобилием своих вещевых мешков. Чудо Христа было в том, что Его слова вселили в людей уверенность в заботе о них Бога, напомнили о синайской пустыне, в которой Бог прокормил Свой народ. Накормив голодных, Господь помог понять тем, кто отдавал припасённые для своей семьи продукты, что и они, их щедрые руки — Божие чудо. Что щедрость и забвение себя помогает стать соработником Бога. И что Бог никогда не оставит тех, чьими руками Он творит Свои чудеса.

Таким человеком была и исповедница Ираида, она тоже сумела открыть своё сердце Христову Слову, она делилась тем малым, что имела, и через это сумела достигнуть святости. Дай Бог, чтобы её молитвами и наши с вами сердца не остались глухими к спасительному евангельскому слову!