2 августа 2020 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице и день памяти пророка Илии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском храме села Андрианово Переславского района.

В благословение и благодарность за понесенные труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии были вручены архиерейские грамоты: Наталье Ивановне Коршуновой, Светлане Леонидовне Другак, Ольге Владимировне Саранской, Павлу Александровичу Иванову.

Также владыка совершил литию на могиле монахини Феодоры (Усковой) — мамы настоятеля храма протоиерея Владимира Ускова.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Владимир, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! С воскресным днём вас! Отца Владимира и прихожан этого храма с юбилеем, с 30-летием возобновления богослужений в этой, на тот момент поруганной, святыне.

Отцу Владимиру удалось восстановить храм, удалось создать общину, удалось вернуть молитву на это место. Очевидно, что всё это невозможно без определённых искушений, которые, насколько я вижу, отец Владимир успешно преодолел. Об одном, но, может быть, самом важном искушении среди тех, с которыми сталкиваются священники, мы сегодня слышали в отрывке из первой главы Послания апостола Павла к Коринфянам. Всё Первое Послание к Коринфянам посвящено теме единства. И, судя по всему, эта тема никогда не перестанет быть актуальной.

Мы знаем, что в сегодняшнем обществе есть очень много того, что нас разделяет друг от друга. Самое страшное, что мы сами ищем повод отделиться от других людей. Ищем, что в них не так, для того чтобы не быть с ними. Апостол Павел говорил об одной из таких причин, об одном из поводов, чтобы отделиться от всех прочих. Он говорил о том, что в Коринфе христиане начали разделяться в зависимости от того, кто кого крестил. Кого-то крестил Аполлос, кого-то — Павел, кого-то — Пётр, и так далее. Они решили, что можно пойти за этим учителем и не обращать внимания на всю полноту Церкви. Зачастую так происходит и в современном мире.

Мы пришли и воцерковились, но, если мы не являемся специалистами в богословии, то перед нами неизбежно возникает вопрос — как правильно? Мы пришли в один храм, там так поступают, в другом — иначе. В одном монастыре такая традиция, в другом — иная. А как правильно? Традиций много, но какая из них является предпочтительной и правильной? Любую из них как-то можно обосновать. Но человеку хочется определённости и уверенности — как же поступать?

Часто эти поиски заканчиваются учителем. Человек находит того, кому полностью доверяется, вся сумма богословского знания становится попросту ненужной. Потому что есть тот, кому я верю, он мне нравится, я буду делать так, как он скажет. Через это мы получаем некие микросекты в монастырях или храмах. Для священника, которого избирают в учители, это может быть даже приятным, ведь искушение властью никто не отменял. Встать на место такого гуру очень просто, для этого не надо прилагать особых усилий. Значительно сложнее не мешать людям приходить ко Христу, самоустраниться. Задача любого духовника — сделать себя ненужным. Привести человека не к себе, а ко Христу. Да, конечно, человек может и должен испытывать благодарность, тёплые человеческие чувства к своему духовному наставнику, но это не должно ему закрывать Христа.

Отец Владимир, за 30 лет вы вполне могли создать секту. Но вы её не создали. Спасибо вам, что вы этого не сделали. Спасибо, что вы сделали церковный приход, а не что-то иное. Самый яркий, самый главный признак человека, который ведёт людей не туда — это его конфликт с Церквью. Это легко проверить, легко услышать и понять — всегда будет какой-то ропот на церковное устройство, на церковные власти. Я знаю, что у отца Владимира никакого ропота нет, что он в единстве с Церковью, а значит все его чада также пребывают в единстве с Церковью и со Христом.

Отец Владимир, спасибо, что вы являете такой пример, к сожалению, не всеми достижимый. Я надеюсь, что вы продолжите являть пример пастыря, который не становится на место Доброго Пастыря — Пастыреначальника Христа, а является лишь маленьким соработником, приводящим людей ко Нему. Спасибо вам за ваше многолетнее служение!