26 июля 2020 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Преображенском храме села Нагорье Переславского района.

В благословение и благодарность за понесенные труды на благо Святой Церкви медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени был удостоен генеральный директор ЗАО «Буровые сваи» Павел Анатольевич Морозов. Архиерейские грамоты были вручены президенту-председателю правления ПАО Банк ВТБ Андрею Леонидовичу Костину; благодетелю храма Роману Николаевичу Хафизову; певчим — Владимиру Викторовичу Рогову, Галине Алексеевне Роговой, Надежде Алексеевне Арсеновой; казначею прихода Любови Викторовне Корневой.

По окончании Литургии была совершена лития у гробницы адмирала Григория Андреевича Спиридова, героя Чесменского сражения Русско-Турецкой войны.

Директор ЗАО «Практика» Виктор Алексеевич Наумов (г. Златоуст, Челябинская область) передал для хранения у могилы адмирала в Преображенском храме кортик, сделанный по образцу адмиральских кортиков того времени. На рукояти изображен герб Российской империи и вензель императрицы Екатерины II, на ножнах — герб и вензель адмирала Григория Спиридова, гравюра Чесменского сражения. Позднее будет изготовлена бронированная капсула для хранения кортика.

Затем владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Илья, дорогие отцы, братья и сестры!

С воскресным днём вас сердечно поздравляю! Наконец-то появилась возможность к вам приехать. Сам этот факт я склонен расценивать как проявление милости Божией.

Как раз в связи с сегодняшним евангельским чтением хотелось бы немножко поговорить про милость Бога. Как мы помним, некие слепцы обратились к Господу Иисусу Христу: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9, 27), и Он им даровал зрение.

Конкретно эта история содержится только в Евангелии от Матфея. Но у трёх евангелистов — у Матфея, Марка и Луки — есть другая история — про исцеление слепых людей около Иерихона на пути в Иерусалим. Разные истории, но в обоих случаях, слепые люди взывают совершенно одинаково: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» Ни в этой истории от Матфея, ни в истории, которая есть у трёх евангелистов, никакой другой просьбы эти люди не высказывают. Можно, конечно, решить, что это некое общее место, которое евангелисты переписывают друг у друга. Но нет. Самые актуальные новозаветные исследования убедительно показывают, что евангелисты Матфей, Марк и Лука друг у друга не списывали. Их Евангелия совершенно самостоятельны. То есть это передача того, что было, так, как оно было. Слепые люди взывают ко Христу, и не просят ничего кроме милости.

Церковь очень хорошо услышала эту интенцию, прекрасно поняла евангельскую мысль. Мы чаще всего говорим «Господи, помилуй!» — мы просим милости у Бога. Милость же, к сожалению, далеко не всегда приводит к любви и послушанию. Из сегодняшнего евангельского чтения мы видим, что Господь оказал милость этим людям, взамен же попросил их о самой малости — никому не рассказывать, но они тут же пошли и разгласили.

Многие полагают, что если Бог как-то поможет, что-то сделает, то наше сердце откликнется. Но Евангелие и жизнь других людей показывают, что нет, так чаще всего не происходит. Ответ сердца Богу — это всегда проявление воли человека, и никак иначе. Необходимо потрудиться, себя заставить. Отклик на милосердие Бога целиком лежит в воле человека, какие бы то ни было милости от Бога не способны пленить сердце и не способны сделать его милосердным. Тогда как в конечном итоге каждый из нас будет судиться исключительно через призму милосердия, так, как об этом написал апостол Иаков: «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).

На греческом слова «милость» и «масло» созвучны. Те отцы Церкви, которые думали на греческом, раскрыли эту мысль апостола Иакова весьма любопытным способом. Они приводят в пример масло, которым борцы смазывают тело, чтобы избежать захвата, говорят о том, что милосердие — это то масло, которым обмазана душа человека. Когда противоборствующие человеку силы — демоны — пытаются его ухватить, они не могут этого сделать, потому что человек выскальзывает из их щупалец. Такую аналогию предлагает нам, к примеру, преподобный Никодим Святогорец.

Задача любого христианина состоит в том, чтобы уподобляться Христу Спасителю. Бог милосерден по Своей собственной свободной воле. Того же самого он ожидает и от нас. Я очень надеюсь, что мы сможем откликнуться на Его милость соответствующим образом и что через это мы будем избавлены от осуждения на конечном Суде.