14 апреля 2019 года, в Неделю 5‑ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию святителя Василия Великого во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры! Следующую литургию Василия Великого в воскресный день мы будем совершать уже в следующем году. Конечно, это немножко грустно, потому что означает, что пост скоро закончится, а ещё очень много осталось сделать работы над самим собой, над своей душой в смысле следования заповедям Христовым.

Сегодня рядовое чтение повествует о последнем пути Господа в Иерусалим на страдания. И, собственно говоря, мысль Церкви сейчас посвящена этому пути Господа на Голгофу. Об этом нам будет говорить Страстная седмица, но и сейчас уже начинаются эти чтения. Мы должны свой ум приводить в соответствие с тем, о чем говорит нам Церковь.

Так, сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Марка, в котором рассказывалось о крайне странном, может быть, неблаговидном поведении двух братьев Зеведеевых, которые после того, как услышали о том, что Христу надлежит пострадать, тотчас говорят ему: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 37-40).

Есть два противоположных подхода к толкованию этого отрывка. С одной стороны, можно удивиться глухоте этих двух братьев, которые слышали слова Христа о страданиях, но продолжают думать о царстве земном, о царстве Мессии, и о том, что сейчас Он идет в Иерусалим и будет там царем над Иерусалимом и над всем земным миром. И они, конечно, как люди, которые были с Ним, с самого начала, рассчитывают на какие-то преференции, на особое положение в этом новом царстве. То есть можно увидеть здесь абсолютную глухоту двух братьев.

Это толкование имеет смысл, потому что мы на собственном примере знаем о том, как сильно собственные мысли мешают воспринимать окружающую нас реальность. Я убеждён, что сейчас из тех, кто здесь стоит, слышат мои слова только процентов 10. Остальные, скорее всего, озабочены своими мыслями, которые не дают услышать то, о чём я говорю. Я сам зачастую не слышу то, что мне говорят, потому что есть звон и шум собственных мыслей. Вот об этом говорят некоторые толкователи: ученики Христовы настолько были ослеплены и оглушены, что не слышали того, что говорил им их Учитель. Из текста можно увидеть удивление апостола Марка. Потому что только закончил Христос Свои слова о том, что будет в Иерусалиме, тут же подошли ученики и начали говорить так, будто ничего не слышали.

Это один подход, а есть другой подход толкования этого евангельского эпизода, который оправдывает апостолов Иоанна и Иакова. Этот подход говорит о том, что они все прекрасно понимали, и что, несмотря на все ужасы и видимое уничтожение Христа Спасителя, все равно верили в Его будущее Царство, уже Божие, Небесное Царство. И верили тогда, когда для веры нет никаких оснований. Собственно говоря, для веры и не может быть никаких оснований, тогда бы она не была бы верой. Она не может созидаться на каких-то знаниях или доказательствах — ведь в этом случае она будет лишена свободы, а вера может быть только свободной.

Второй подход показывает, что мы должны иметь веру несмотря ни на что. Несмотря на то, что весь мир и всё наше естество может восставать против этой веры и доказывать, что мы не имеем никаких оснований. Мне думается, что и первое, и второе толкования очень важны в преддверии Страстной седмицы. Умение слышать и Бога, и собеседника, умение останавливать, ставить на паузу тот поток мыслей, который у нас есть. Слышать то, что говорит человек, потому что зачастую наши диалоги — это монологи двух людей, которые не хотят никого слышать, кроме самих себя.

Дай Бог, чтобы и первое, и второе прочтение сегодняшнего евангельского чтения мы с вами осознали и руководствовались этим в своей жизни.

Ещё раз с воскресным днём!