19 июля 2020 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил раннюю Литургию в приделе апостола Филиппа Владимирского кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Есть прекрасный и очень правильный христианский обычай: просить друг у друга молитв. Это то, что в норме христиане чаще всего друг у друга просят. Ни помощи, ни совета, а именно молитв. Казалось бы, всё очень просто: попросили — ты возвел глаза к Небу и помолился. Или же написал записку в храме с именем просящего. Просьбу исполнил, дело сделал и не особо утомился.

Но что было бы, если бы обращение друзей того расслабленного, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, было точно таким, как наши молитвы друг о друге? Если бы они, видя его болезнь, сопереживая ему, просто помолились и попросили у Бога здоровья для своего товарища? Надо полагать, что они всё это сделали. А Бог, как мы знаем, веруем и исповедуем, всесилен — для Него, должно быть достаточно такого обращения. Но друзья паралитика пошли дальше: вместе со всем этим они сделали и нечто большее, они взяли на себя труд принести своего друга к ногам Христа. В конечном итоге товарищи расслабленного получили искомое: парализованный был исцелён.

Для нас же эта история — прекрасный повод задуматься: а что такое настоящая и действенная молитва друг за друга? Только ли слова? Или всё же нечто большее? Кроме того, может ли быть молитва без действия? Вообще, молитвы сочетаются с определённым положением тела и с установленными традицией движениями, такими как осенение крестным знамением и поклоны. Кому-то они могут показаться странными и вызвать вопросы. Мы же знаем: эти движения необходимы для самого молящегося, некоторые святые прямо говорили, что молитва должна утомлять тело, что это первая ступень восхождения к Богу

Правоту святых легко увидеть из личного опыта: тогда, когда совершенно не хочется молиться, достаточно сделать один земной поклон с самым кратким воззванием к Богу, и настроение тут же изменится. Можно сказать, что не бывает полноты молитвы без участия в ней плоти. Необходимо телесное участие и в молитве за другого человека. Такое, какое проявили друзья евангельского расслабленного. Их пример очень важен — отклик на чью-либо просьбу о молитвенной помощи должен ставить перед нами вопрос: а что я могу сделать? В большинстве случаев он не останется без ответа, ведь всегда есть возможность принять деятельное участие в судьбе другого человека. Даже простое пребывание рядом в трудную минуту — уже очень многое.

Но есть в сегодняшнем евангельском отрывке и другой смысл, другая тема: тот, кто сам не может прийти ко Христу, может быть приведён к Нему друзьями. Это самое большое из того, что мы можем сделать для кого бы то ни было, — стать для них теми, кто приводит ко Христу.