30 мая 2021 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Воскресенском храме села Воскресенское Угличского района.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Христос воскресе!

Мне бы хотелось сказать несколько слов о Неделе о самаряныне, которую мы сегодня вспоминаем, поделиться некоторыми мыслями относительно соответствующего евангельского чтения. Конечно, каждый год, когда мы слушаем или читаем тот или иной евангельский отрывок, мы всякий раз переживаем их по-новому, слышим что-то новое, но в отношении сегодняшнего отрывка неизбежно возникает один и тот же вопрос: почему Господь говорит с этой женщиной, почему именно ей Он открывает высочайшие богословские истины? У нас нет евангельских свидетельств, что до беседы с этой женщиной Господь говорил бы со Своими учениками на эти темы, с ними до встречи с самарянкой Спаситель говорил о чём-то другом, менее возвышенном.

Я думаю, что особенность этой женщины состоит в том, что она правильно понимала состояние смирения. Каждый из нас готов определить это состояние как осознание себя ничего не значащим маленьким человек, а проявляется смирение в том, чтобы не возвышать себя, а ставить на самое последнее место. Действительно, это так, но это лишь часть определения смирения. Есть ещё и другая часть, которая хорошо видна в беседе Христа с самарянкой. Видна эта часть и в этимологии русской слова «смирение», которое происходит от слова «мера», то есть смиренный человек очень четко осознает свое место в мире, у него нет никаких иллюзий в отношении себя самого. Причем нет иллюзий в обе стороны — и в сторону возвеличивания себя, и в сторону уничижения.

На просьбу Христа привести мужа женщина ответила «у меня нет мужа», хотя могла как-то иначе сказать. Господь ответил ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4, 17-18). Она могла как-то оправдаться, так, как мы зачастую делаем при разговоре о собственных неблаговидных поступках. Ведь и на исповеди многие из нас признают свой грех, но вместе с этим пытаются объяснить ситуацию, которая послужила причиной совершения греха и тем самым уменьшить собственную ответственность и вину. Самарянка же ведёт себя совершенно иначе: она не пытается оправдаться, она предельно трезво видит себя саму, у неё нет никаких иллюзий. Возможно, что это одна из причин, по которой Господь открывает ей великие тайны, которые, как оказалось, она была способна понять.

Здесь мы можем сделать вполне очевидный вывод: если человек имеет иллюзии относительно самого себя, если человек оправдывает свой грех, нетрезвенно к себе относится, то он не в состоянии понять евангельское благосвестие во всей его полноте.

Дай нам всем Бог научиться видеть себя такими, какие мы есть. Не лукавить ни перед самим собой, ни перед Богом, ни перед людьми. Иначе мы не сможем обрести ту благодать, которую обрела героиня сегодняшнего евангельского рассказа.