19 мая 2019 года, в Неделю 4‑ю по Пасхе, о расслабленном, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодняшняя неделя, именуемая Неделей о расслабленном, ставит перед нами важный вопрос, на который не существует однозначного и для всех приемлемого ответа. Предположим, я долго себя во всем ограничивал, откладывая денежные средства, и сейчас стою на пороге того, чтобы купить новую квартиру, которая нужна не только мне, но и моей семье. Необходимая сумма собрана, но по большому счету мне есть, где жить, а эти деньги пойдут на улучшение моих жилищных условий.

И тут приходит ко мне какой-то близкий человек, предположим, друг, которому поставили онкологический диагноз, а потому ему необходимы средства на лечение. Он хочет взять в долг у меня и обращается ко мне не потому, что знает о моих накоплениях, а потому, что отчаялся и обращается вообще ко всем, к кому только может обратиться. С одной стороны, деньги есть, но они скоро будут нужны для улучшения собственных жилищных условий, с другой — без них вполне можно обойтись, тогда, как успех лечения не гарантирован. Я не знаю, сможет ли он мне когда-нибудь вернуть эти средства, но понимаю, что в случае займа, вероятнее всего, не смогу приобрести желаемую квартиру.

Что делать? Чаще всего мы говорим так: «Слушай, прости, но сейчас нет возможности». А дальше молимся, если мы христиане, и отпускаем ситуацию, полагаясь на волю Божию.

Бывают случаи, когда человек, не получив должного лечения, умирает. И сам я знаю такую ситуацию, когда, обратившись к другу, имеющему возможность помочь, и не получив ответа, больной скончался.

Виноват ли буду я в смерти этого несчастного человека? Ответа на этот непростой и неоднозначный вопрос попросту нет и не может быть.

Как же евангельский отрывок связан с этим вопросом? В нем есть совершенно замечательные слова апостола Иоанна Богослова о человеке, который был парализован тридцать восемь лет и все это время не имел вблизи того, кто бы взял на себя труд первым опустить его в воду, чтобы больной излечился от своего недуга. Среди тех, кто получал исцеление за счет своей бодрости, ловкости, сил и умения активно расталкивать других страждущих, были относительно здоровые люди. Если бы один из этих пробивных людей на какое-то время перестал думать о самом себе, перестал считать свою малую болезнь, свою незначительную беду чем-то крайне важным, тем, что, безусловно, приоритетнее тяжелой болезни другого человека, то всей этой истории не было бы в Евангелии, не было бы этих страшных слов про отсутствие человека.

Сегодня перед всеми нами стоит евангельский вопрос: что для нас важнее — наша собственная маленькая нужда или серьезная большая нужда того, кто находится рядом с нами? И мне думается, что ответить на этот вопрос каждый должен сам.

Да, Бог может помочь другому человеку без участия кого бы то ни было, но Он устроил так, что Его милость должна осуществляться через людей. Именно поэтому Христос говорит, что если вы не пришли и не помогли тому, кто нуждался, то тем самым лишили себя Царствия Небесного. Но где граница помощи? В какой мере мы должны ограничивать себя? Этот вопрос остается открытым. Я думаю, что любой зрелый и сознательный христианин должен на него для себя как-то ответить, согласовав свой ответ со словами Господа нашего Иисуса Христа.

Я очень надеюсь, что те ответы, которые каждый из нас для себя найдет, приведут, в конечном счете, туда, куда Господь всех нас зовет и приглашает — в Царство Небесное. Помощи всем Божией!

Христос воскресе!