В Неделю 4-ю по Пасхе епископ Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

15 мая 2022 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, день памяти святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры! Христос воскресе! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти благоверных князей Российских Бориса и Глеба!

Надеюсь, вы меня простите, сегодня я не стану говорить ни о святых братьях страстотерпцах, ни об исцелённом Господом Иисусом Христом расслабленном, сегодня я хочу поделиться кое-какими мыслями о Церкви. А в качестве основы для своих размышлений я возьму рядовой воскресный отрывок из книги Деяний святых апостолов, в котором шла речь об исцелении ещё одного расслабленного — Энея, это исцеление совершил апостол Пётр, в этом же отрывке рассказывается и о воскрешении тем же апостолом Тавифы.

Даже если кто-то читает книгу Деяний святых апостолов впервые, то этот её фрагмент не может не производить впечатление дежавю: где-то мы уже читали нечто подобное. И самом деле, читали: очень похожие истории можно найти в трёх Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Луки. Книга Деяний почти с буквальной точностью воспроизводит то, что было совершено Господом Иисусом Христом во время Его земного служения, в частности, исцеление Спасителем паралитика в Капернауме и воскрешение дочери начальника синагоги Иаира. В истории исцеления паралитика в изложении апостола Луки мы читаем такие слова Христа: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Лк. 5, 24), апостол Пётр при исцелении Энея сказал так: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей». В обоих случаях мы видим упоминание Того, Кто является совершителем исцеления, и в обоих случаях мы видим повеление встать. В точно такой же параллели находится воскрешение дочери Иаира и Тавифы, причём в этом случае воспроизводятся и некоторые внешние детали, например, в обоих случаях из помещения, где находятся усопшие, просят всех удалиться. А если вспомнить, что и Христос, и апостол Пётр говорили на арамейском, то фразы, которые они адресуют к умершим, отличаются лишь одной буквой, ведь имя «Тавифа» очень созвучно с арамейским словом «девица».

Схожесть евангельских историй и историй книги Деяний показывают непрерывность Христовой миссии: Он исцелял и воскрешал во время Своего земного служения, Он продолжает это делать и после Вознесения, разница лишь в том, что раньше Он делал это лично, а теперь Его руками, Его глазами и Его языком являются апостолы, а если говорить шире, то Его миссию продолжает Церковь. Собственно, Церковь и есть место присутствия Христа в мире. Когда мы размышляем о Боге и о том, что Он сколь всемогущ, столь и вездесущ, нам стоит помнить и то, что для встречи со Христом во время Его земного служения люди должны были прийти в определённое время в определённое место, так, как это сделали друзья капернаумского паралитика, когда они узнали о местонахождении Спасителя и решились спустить своего друга к ногам Христа через разобранную крышу. Если бы они спустили друга в соседний дом, то никакого исцеления не произошло бы, как не произошло бы его и в том случае, если бы они опоздали. Они должны были встретиться со Христом, Христос, будучи всемогущим и вездесущим Богом, не исцелял тех, о ком Он не знал как человек.

Почему так — можно лишь предполагать. Но такова воля Божия, нравится она нам или нет, понимаем мы её или нет, но если мы её не принимаем, если мы пытаемся встретиться со Христом где-то в ином месте, а не в Его Церкви, то мы глубоко заблуждаемся. И дай нам Бог это всегда помнить!

Похожие публикации