10 февраля 2019 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Большая Брембола Переславского района.

За понесенные труды на благо Святой Церкви медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского II степени был удостоен Алексей Сергеевич Швецов, медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени — Сергей Григорьевич Замородских, Алексей Алексеевич Селезов, Александр Николавич Сергеев, Дмитрий Викторович Гусев.

Архиерейских грамот удостоены: Елена Николаевна Байджанова, Прасковья Степановна Морозова, Елена Борисовна Алиева, Лидия Федоровна Щербакова, Елена Николаевна Дубина, Анна Ивановна Крайнова.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Поздравляю вас с воскресным днём!

Лития, которую мы только что отслужили, связана с тем, что очень многие люди совсем недавно пострадали в нашей стране за исповедание веры. Многие из них прославлены в лике святых, и сегодня мы празднуем их память. Но далеко не всех пострадавших за веру Христову мы знаем, многих нет возможности прославить. Поэтому по тем, кого мы не знаем, но знает Господь, мы отслужили литию.

Сегодняшнее рядовое воскресное евангельское чтение, кажется, не имеет прямого отношения к теме новомучеников и исповедников Церкви Русской, и вообще к теме исповедничества. Оно о Закхее, одном из израильских начальников налоговой инспекции, который услышал, что Господь идёт и захотел Его увидеть, залез на дерево, потому что был маленького роста. Господь к нему обратился и попросился к нему домой. После этого Закхей раскаялся. Можно много говорить о покаянии, но интереснее, мне думается, самая последняя фраза, которую до нас доносит евангелист Лука. «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19, 9). Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что только здесь и только сейчас Господь называет Закхея сыном Авраама.

Многие иудеи хотели бы называться сынами Авраама. Господь говорит, что вы хоть и имеете происхождение от Авраама, но не являетесь его детьми, потому что творите грех. И вот, после того, как Закхей покаялся, изменился, он стал снова сыном Авраама. До этого он не был сыном Авраама, хотя по плоти был. Начиная с Христа, Церковь свидетельствует, что сыновья Авраама — это не те, кто рождены от его семени, а лишь те, кто его духа. Те, кто следуют за Богом, несмотря ни на что. Новомученики и исповедники — это дети Авраама в самом полном смысле.

Живём ли мы их жизнью, творим ли их дела, если у нас та же самая вера и доверие к Богу? Это вопрос очень сложный и на него нельзя ответить единым ответом для каждого человека. Мы чтим, прославляем и, может, гордится тем, что они наши сродники по плоти. И очень хочется, чтобы у нас не происходило то же самое, что случилось у евреев с Авраамом. Они гордились своим родством, но оказались отпавшими от наследия Авраама.

Зачастую мы тоже имеем склонность к гордости, гордости за подвиги наших предков. Но имеем ли мы их силу? Хочется надеяться, что рано или поздно мы эту силу и веру обретём, шаг за шагом, мало-помалу. Единственное, что нас отделяет от этого, это гордость. Потому что, когда у человека есть гордость, он перестаёт видеть себя и перестаёт двигаться дальше. Дай Бог, чтобы этой гордыни у нас не было, а было следование за Христом и подражание вере, жизни и делам новомучеников и исповедников Церкви Русской.