14 февраля 2021 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Алексей, дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём.

Это последнее воскресенье перед Неделей мытаря и фарисея, и сегодня мы с вами слышали евангельское чтение, которое предшествует началу пения Постной Триоди — о Закхее.

Вы прекрасно знаете, что мытари — это сборщики налогов, но нужно помнить, что налоговое законодательство в те времена не было таким прозрачным и чётким, как сегодня, а потому у сборщиков было много возможностей для серьёзных злоупотреблений. Кроме того, налоги собирались не в пользу родного государства, а в пользу оккупационного — Римской империи. По этим причинам иудейские мытари времён Христа были похожи на коллаборационистов времён Второй мировой войны.

Закхей был небольшого роста, и ему пришлось залезть на дерево, чтобы увидеть Христа, но некоторые толкователи причиной такого поведения указывают стыд: он хотел остаться незамеченным. Тем не менее Христос обращается к нему, и мы видим, что Христу совершенно неинтересен грех этого человека. Христу вообще неинтересен грех как таковой. У Него нет желания копаться в грехе человека, Ему важно другое: как исцелить рану, которую нанёс грех. Именно поэтому сегодняшнее чтение заканчивается словами: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Не наказать и обличить, а найти и вылечить.

Христиане призваны подражать Христу, мыслить так же, как Он, а это значит, что и мы должны обращать внимание не на грех другого человека, а на рану, которая ему была нанесена грехом, думать о том, как её можно исцелить. Это действительно очень сложно. Иной раз мерзость греха ближнего ослепляет нас. Если мы вспомним коллаборационистов времён Великой Отечественной войны, которые сотрудничали с нацистами, то с лёгкостью увидим грех этих людей, но не рану, причинённую грехом, степень греха совершенно затмит собой рану. Христос же призывает нас не только увидеть рану, но и попытаться исцелить её.

Чтение о Закхее неслучайно предшествует Великому посту — времени, когда сугубо врачуются греховные раны всех нас, когда мы должны научиться видеть не грех в человеке, а язвы, нанесённые грехом, когда мы должны стать соработниками Бога и стараться исцелить не только свои раны, но и раны ближнего.

Помощи всем Божией в этом нелёгком делании.