31 января 2021 года, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Борисоглебского района.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Как показывает практика, абсолютное большинство наших сограждан слышали о существовании десяти заповедей. Также практика показывает, что если задать вопрос о том, что именно включают в себя эти заповеди, то мы услышим в качестве заповеди номер один запрет на убийства, затем будет назван запрет на воровство, а дальше человек начнёт теряться, но если напряжётся, то вспомнит ещё о трёх заповедях — «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою». В совокупности же получится, что наш современник сможет процитировать ровно те заповеди, которые процитировал Христос в ответ на вопрос богатого человека из сегодняшней евангельской истории. Это те пять из десяти заповедей закона Моисея, которые говорят об отношении человека к человеку, эти заповеди хорошо известны и, как показал опыт евангельского богача, они легки для исполнения. Думаю, что у всех есть знакомые, которые, не будучи чадами Церкви Христовой, вполне успешно их исполняют.

Но это лишь пять из десяти. А что ещё с пятью заповедями? С ними сложнее. Дальнейшие слова Христа, которые Он сказал богатому человеку, как раз про них. Напомню, Спаситель произнёс дословно следующее: «всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22). Сильное удивление Его слушателей, которые вовсе не были богатыми людьми, означает, что речь идёт вовсе не об имуществе, речь о чём-то большем, а именно об абсолютном доверии Богу и о любви к Нему. Собственно, это и есть первая и самая важная заповедь, все остальные лишь вытекают из неё, и без неё они ни к чему не ведут. А если точнее, то они не ведут к совершенству, а без совершенства невозможно спасение, или, если следовать формулировкам сегодняшнего евангельского отрывка, они не приводят к жизни вечной.

Да, те пять заповедей, которые знают все и которые исполнил богатый человек, делают нас приличными членами общества, исполняя их мы становимся порядочными людьми, благодаря исполнению этих заповедей нам не стыдно смотреть людям в глаза и нам нечего скрывать. Но на этом конец. Приличный человек — это всего лишь приличный человек, быть таковым можно и без всякой соотнесённости с Богом, достаточно лишь хорошего воспитания и доброго окружения.

А жизнь вечная требует Бога. Он — Источник жизни. Он дарует её тем, кто в полной мере может довериться Ему, кто может пойти за Ним невзирая ни на что, а если потребуется, то такой человек без колебания отдаст не только имущество, но и свою временную жизнь, так, как любящий человек без колебания готов отдать всё за тех, кого он любит.

Евангельский богач оказался не готов к такой любви. К ней вообще мало кто готов, потому что она не в нашей воле, она — дар Божий, о котором стоит непрестанно молиться, которого стоит искать всеми доступными нам способами.