27 декабря 2020 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Алексей, дорогие друзья, сердечно вас всех приветствую и поздравляю с воскресным днём!

Мы сегодня с вами слышали Христову притчу о званных на пир. Как и любая другая притча, она основывается на каких-то понятиях и реалиях, которые были актуальны во время земной жизни нашего Спасителя. Он говорит о пире, имея в виду, так называемый эсхатологический пир, о котором сказал в своё время пророк Исайя. В 25-й главе Книги пророка Исайи есть возвышенные слова о том, что Мессия устроит пир на высокой горе, на Сионе: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25, 6-8).

Слушатели Христа знали о мессианском пире, поэтому слова о званных на этот пир звучали для них очень ярко, не так как для нас, мы живём вне этих библейских понятий. Мы слышим, что на этот пир приглашаются иудеи, те люди, которые готовились многие века. Но они, в силу самых разных причин, не захотели прийти на пир: кто-то купил землю, кто-то приобрёл скот, кто-то женился… У каждого своя уважительная причина.

Оказывается, что Бог может пригласить других людей, которые ничего не знали об этом пире, то есть бывших язычников. Позднейшие экзегеты переносят эти слова о пире на наше христианское общество, уходят от иудейского контекста.

Эсхатологический пир совершается постоянно, он начался с пришествия Христова. Этот пир не довлеет над человеком. Пир можно долго ждать, но в итоге, не захотеть на него прийти. Так произошло с иудеями, так происходит и с многими нашими современниками. Бог — это всегда свобода, нельзя быть участником этого пира, если ты не хочешь. Этот пир — Евхаристия. Он совершается в каждом храме, совершается ежедневно. Но мало кто принимает в нём участие.

Если задать вопрос тем, кто не причащался сегодня, тем, кто не причащается регулярно, то мы услышим благовидные ответы: болел сам, сидел с детьми, кошечка заболела, курочек кормил, что-то купил, куда-то поехал… Не до того. Пир пиром, а жизнь жизнью. Жизнь, обычная человеческая жизнь держит человека очень крепко. Человеку не до пира Мессии, не до пира Христа. Очень грустно, — ведь это означает, что наша свобода как-то не так нами используется.

Мне бы хотелось пожелать всем нам, чтобы мы свою свободу использовали должным образом, чтобы участие в евхаристическом пире для нас было регулярным, постоянным, радостным и вожделенным.