В Неделю 30-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском кафедральном соборе

8 января 2023 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём, с продолжающимся праздником Рождества Христова и с днём памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня!

Довольно часто в дни, когда Церковь совершает празднование в честь тех или иных людей, упомянутых на страницах Священного Писания, в качестве литургических чтений Церковь избирает те места Нового Завета, в которых фигурируют имена празднуемых святых. Так и сегодня: в отрывке Павлова Послания к Галатам мы слышали краткое упоминание апостола Иакова, брата Господня, о был упомянут как тот единственный, за исключением апостола Петра, апостол, с которым общался апостол Павел. Павел написал об этом общении очень кратко, лишь для того, чтобы подчеркнуть свою основную мысль: ему самому никто не проповедовал Христа, он принял благовестие от самого Спасителя, при этом благовестие апостол Павел именует Евангелием, под которым мы привыкли понимать совершенно конкретные книги, ещё не существовавшие во время жизни апостола Павла. Впрочем, датировка написания Евангелий — вопрос дискуссионный, некоторые раннехристианские святые полагали, что Евангелия от Матфея и Марка были написаны ещё во время жизни апостола Павла, но даже если это действительно так, у нас нет оснований полагать, что апостол был знаком с этими книгами.

В любую эпоху для обозначения чего-то нового используются, как правило, уже устоявшиеся слова и выражения. За примерами далеко ходить не надо: обновлённая система московского транспорта получила свое название из всем хорошо известных слов. Но вместе с этим, комбинация этих слов дала новый смысл, такой, который раньше попросту не существовал. Христианство тоже пришло не на пустое место. Ему предшествовали многие века развития человечества со своими достижениями и ошибками, со своей культурой, со своими представлениями о мире и о Боге, со своим языком и со своими устоявшимися понятиями. Слово, которое сегодня мы привыкли воспринимать в одном единственном смысле, — «Евангелие» — не было абсолютно новым в том мире, в котором начала развиваться проповедь о Христе Воскресшем. А если бы апостолы и решили изобретать новые слова, их бы не поняли. Поэтому они пользовались уже существующими терминами. Греческое слово «евангелие», как мы помним, в переводе на русский означает «благую весть». Схожим словосочетанием во времена Римской империи обозначали возвещение подданным о какой-нибудь очередной военной победе или же о значимом дне в жизни императора. Что-то хорошее, доброе, то, что сегодня мы бы отнесли к разряду безусловных общечеловеческих ценностей, в случае победы этих самых ценностей называли благой вестью.

Когда апостол Павел пишет к Галатам о том, что то Евангелие, которое он благовествовал не есть человеческое, это означает, что он говорил о чём-то совершенно ином, о том, что выходит за рамки привычного, за рамки любых известных достижений человечества. О том, что люди в принципе не могут сделать. Не могут они это и придумать. Апостол пишет, что он «принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Это не возвещение благой воли кого-либо из людей, это возвещение благой воли Самого Бога. А о том, что возвещенное Павлу Богом не есть иллюзия или же какая-то личная фантазия апостола, говорит факт абсолютного совпадения Павлова благовестия с благовестием других апостолов, особенно же тех из них, кто был свидетелем земной жизни, Распятия и Воскресения Христовых. Это очень любопытный и важный факт. С одной стороны, у нас есть рассказ о Христе теми, кто был свидетелем жизни Воплотившегося Бога, с другой, о том же самом говорит и тот, кто никогда не встречался со Христом до Его Вознесения. Дальнейшая история христианства даёт нам и другие примеры такого рода. Не только апостол Павел просветился светом познания Христовой Истины без участия какого-либо человека, подобное происходило и с некоторыми другими святыми. А это, в-первую очередь, означает, что Господь Иисус Христос всегда с нами, что Он здесь, среди нас. Он с нами и посреди нас.

Это очень вдохновляющий факт, и дай нам всем Бог каждую отведённую нам Творцом секунду ощущать присутствие Воскресшего Господа и Спасителя среди нас!

Похожие публикации