15 декабря 2019 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме великомученика Георгия Победоносца города Переславля-Залесского.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим со словами проповеди:

— Дорогие отцы, отец Александр, отец Михаил! Дорогие друзья!

Скажите, а кто и что знает про героя романа «Идиот» Федора Михайловича Достоевского Гаврилу Ардалионовича Иволгина?

Гаврила Ардалионович был одержим тем, чтобы как можно быстрее разбогатеть. А для чего? Для того, чтобы быть приличным человеком. Он говорил, что очень хорошо быть приличным и для всех интересным, когда у тебя есть деньги, а ты сохрани приличие, когда у тебя денег нет.

У него есть пространная и эмоциональная речь на эту тему. И ведь этот герой Достоевского в чем-то прав. Сегодня отец Глеб уже говорил про евангельскую историю о богатом юноше и о том, что он успешно сохранил те заповеди, которые в ответ на его вопрос перечислил Господь Иисуса Христос. Если есть деньги, власть и молодость, то как не соблюсти те пять заповедей, которые упоминает Господь? Чтобы их не соблюсти, нужно быть уж совсем законченным мерзавцем. Очень легко никого не убивать, не обманывать, легко не красть и легко не завидовать, когда человек уже в юном возрасте обладает тем, что ему досталось от родителей, даже отца и мать в таком случае почитать значительно проще. А если нет ни власти, ни денег, и родители не самые удачливые люди, то становится ощутимо сложнее. В этом смысле Гаврила Ардалионович прав. Потому Господь и показывает, что имея все, нужно двигаться дальше. Но как двигаться? И в какую сторону?

Я как-то, будучи еще относительно молодым человеком, гулял по Санкт-Петербургу куда глаза глядят и совершенно случайно забрел на одно кладбище. Смотрю, какая-то часовенка, люди ходят вокруг нее, в какие-то моменты замирают и прижимаются лбами к стенам. Думаю, все догадались, что моя хаотичная прогулка привела к часовне блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Но что делали эти люди? Для чего? Есть благочестивое предание, что если совершить определенные действия, то будет гарантированный результат: блаженная услышит молитву и исполнит ее. Главное, все правильно сделать. Соблюсти инструкцию.

Собственно, этот евангельский юноша хотел получить тоже самое. Мы все хотим услышать, чтобы нам кто-то, желательно сам Бог, сказал, что, мол, делай так, к примеру, возьми три свечки, зажги их пучком, поставь их около иконы, прочитай такую-то молитву и все будет так, как ты хочешь. Нам, так же, как и тому юноше, хочется простых и ясных инструкций. Господь же показывает, что инструкций нет и быть не может. Обращение Христа к этому юноше — «что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22) — означает именно это: инструкций нет. Бог с каждым из нас говорит индивидуально.

И дело в том, что нет того предела, после которого можно остановиться, нет того предела богоугождения, когда можно сказать «я сделал достаточно, теперь Бог мне должен воздать благо». Достаточно и сполна сделал Христос на Кресте, умерев за наши грехи, а мы достаточно сделать не можем. Мы просто должны внимательно слушать призыв Божий, не инструкции, а именно призыв. И откликаться на него, опять же не по инструкции, а так, как велит любящее сердце. И только тогда, с помощью Божией, возможно, мы будем наследниками спасения, гражданами Небесного Царства Христова. Но никак иначе.

Я надеюсь, что вы это понимаете, что вместо инструкций Воскресший Христос даровал нам Свою любовь и ее же Он ждет от нас. Вообще, любовь побуждает человека к действиям, иногда может быть не совсем разумным, потому что в любви нет расчета, любовь и прагматизм невозможно сочетать. Если есть любовь ко Христу, то человека ничто не сможет смутить, ничто его не отвернет от Церкви — никакие идеи, никакие люди, никакие чужие или свои собственные грехи. Потому что только по любви и из-за любви Христовой можно находиться в Церкви.

Дай нам Бог всем это ощущать и переживать, жить любовью ко Христу!