29 ноября 2020 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Угличе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Борис, я благодарю вас за приглашение. К сожалению, я только сейчас в разговоре с вами понял, что это первая архиерейская служба с момента открытия храма и начала его воссоздания. Получается, что минимум 90 лет здесь не было архиерейского богослужения, и сегодня оно состоялось. Я поздравляю вас с тем, что вы смогли подготовить храм к этой службе, очень надеюсь, что Бог даст вам лично сил и помощников, чтобы во всём благолепии этот храм восстановить, воссоздать.

Дорогие братья и сестры, всех вас также благодарю за совместную молитву, что вы своими делами поддерживаете отца Бориса, поддерживаете этот храм.

Как раз об этом — о поддержке друг друга — нас сегодня призывает подумать евангельское чтение. Мы с вами слышали известную притчу о милосердном самарянине. Господь Иисус Христос в Евангелии постоянно говорит о любви к ближнему, — через это, только через это проявляется любовь к Богу. Невозможно любить Бога, Которого мы не видим, если мы не любим ближнего, которого видим. Это христианская аксиома. Разговором, призывом к милосердию пронизано Евангелие. Но далеко не всегда просто понять, как в практическом смысле осуществлять то, что там сказано.

Если мы посмотрим на памятник II века — Дидахе — «Учение Господа народам чрез 12 апостолов», то увидим, что там, как может показаться, есть слова, которые противоречат Евангелию. Господь говорит просто: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42). Он не ставит каких-либо условий, не делает сносок, никаких оговорок. Попросили — дай. Конечно, если есть что дать. А в Дидахэ, памятнике, который примыкает к новозаветной письменности, который является авторитетным, говорится: «Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даёшь». То есть не всякому просящему, а надо понимать кому даёшь.

Это конечно кажущееся противоречие. Если мы посмотрим на сегодняшнюю притчу о милосердном самарянине, который помог иноплеменнику, то увидим, что он не просто шёл и дал ему условные 10 рублей, а вошёл в проблему этого человека и сделал всё, чтобы на своём уровне ему помочь. Вхождение в проблему очень сильно отличается от того, как многие из нас относятся к милостыне. Дал человеку возле храма или где-то в переходе какие-то копеечки и успокоился — совесть чиста, евангельскую заповедь выполнил. Но и Дидахе, и Евангелие от Луки в этой притче призывают нас к другому действию — не подавать всем подряд какую-то мелочь, а входить в боль другого человека.

У каждого из нас есть те люди, те семьи, которые мы знаем, и их проблемы, в которые мы можем войти с тем, чтобы помочь. Не разбазаривать свои средства, а оказать целевую поддержку. Это может быть очень по-разному. Я знаю людей, например, которые не подают никому ничего, но при этом берут на себя какой-то небольшой труд, к примеру оплачивают электроэнергию в храме, освобождая тем самым средства храма для осуществления социального служения.

Хорошо бы, чтобы у каждого из нас были те люди, которых мы прекрасно знаем, которым мы помогаем. Ещё раз повторю, что это могут быть очень разные методы помощи. Но именно к такому, разумному, внимательному, деятельному, сердечному вхождению в проблему ближнего и через это к милосердию нас призывает Господь.

Надеюсь, что мы все нашего Спасителя услышали, и будем поступать так, как он нас призывает делать.