В Неделю 22-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Георгиевском храме Переславля

свящ. Сергий Савенков
Фото

21 ноября 2021 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Георгиевском храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры!

Сегодня мы с вами слышали окончание Послания апостола Павла к Галатам, и там, среди прочего, была такая фраза: «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6, 15).

Понять, что такое «новая тварь» довольно непросто. Точно также не просто и принять самого себя как «новую тварь». Конечно, русский перевод этого апостольского текста не имеет в виду под словом «тварь» ничего обидного или уничижительного, речь идёт о новом творении. Был один человек — после встречи со Христом стал другим. Совсем другим. С другим строем мыслей, с другими стремлениями, с неожиданными для самого себя реакциями на окружающую действительность.

Объяснить в понятных технических терминах, что означает быть «новой тварью» не получается, такое преображение можно пережить, но достоверно описать его невозможно. Апостол Павел и не пытается дать описание, он указывает на признаки обновления в самом себе: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). Иными словами, можно сказать, что, по апостолу Павлу, обновившийся во Христе человек основной целью и смыслом своей жизни начинает полагать не что иное, как Самого Христа. Ему становятся неважны все условности, у него нет страха непонимания, он делает то, что повелевает Христос и не задаётся вопросом о том, как на это отреагируют окружающие.

Конечно, такое описание схоже с описанием жизни каких-нибудь религиозных фанатиков, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не вполне психически здоровыми людьми. Поэтому необходимо сделать пояснение. Лучше всего в качестве такого пояснения выступает жизнь и слова автора сегодняшнего апостольского отрывка — Павла. Он не боялся, он делал то, что должен был делать. Но при этом он всегда соизмерял самого себя и свои труды с окружающей его реальностью.

В своих посланиях он говорит на разных языках с различной аудиторией, то есть он подстраивает свои мысли под адресатов. Вопрос понимания — именно понимания в прямом смысле этого слова! — для апостола крайне важен. Это не проповедь ради проповеди, это проповедь ради того, чтобы быть услышанным и понятым. Согласие со словами апостола — это уже другой вопрос. Не все с ним были согласны, но все понимали, о чём он говорит. Фанатик не сможет так сделать, потому что он слеп и глух. Это ещё одна характеристика «новой твари», тот, кто преобразился во Христе не глух и не слеп, все его чувства прекрасно работают, он способен реагировать на внешние вызовы и соотносить себя самого с ними и при этом не бояться говорить то, что является вызовом.

Именно так действовал апостол. Он же определил путь превращения обычного человека в нового: этот путь начинается с любви ко Христу и проходит через честность восприятия, через честность к самому себе, к своим слабостям, продолжение пути — внимательность к окружающим, а венец — смелость и готовность пострадать за Христову истину.

Похожие публикации