24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме преподобного Симеона Столпника в Переславле.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Александр, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали евангельский отрывок, повествующий об исцелении расслабленного.

В самом деле, что проще сказать расслабленному? Очевидно, что с легкостью сказать можно любую из этих фраз — «прощаются тебе грехи» или «встань, возьми свою постель и ходи». Только фразу «прощаются тебе грехи твои» проверить непросто, а вот повеление «встань, возьми свою постель и ходи» проверяется легко и быстро: либо человек сделает так, как ему сказано, либо сказавший эти слова обнаружит свое бессилие. Конечно, среди нас есть врачи, они при определенных условиях способны сказать такие слова и подкрепить их делом. Есть среди нас и священники, которые могут быть свидетелями покаяния и прощения грехов. Но как врач не всегда может вылечить больного, так и священник не всегда может помочь человеку получить прощение.

Признаки телесного здоровья очевидны, точно так же очевиден и признак прощения греха Богом: человеку становится отвратителен его грех, он не повторит его ни при каких условиях. Даже сама мысль о грехе делается невозможна. Вместе с этим улучшается и самочувствие. В этом смысле прощение грехов очень схоже по тому, как оно ощущается человеком, с выздоровлением тела: появляется легкость и свобода. Но если окончание болезни, особенно такой тяжелой, как паралич, заметить легко, то ненависть ко греху далеко не всегда может проявить себя с такой же очевидностью. Когда мы, священники, говорим о прощении греха человеку, то мы ссылаемся на Господа нашего Иисуса Христа, Который дал нам такую власть. Кто-то принимает и соглашается с нашими словами, кто-то их отвергает.

Конечно же, у Христа Спасителя тоже было основание говорить о Своем праве и Своей власти прощать грехи. И Его право несопоставимо с нашим правом, как несопоставимы море и капля дождя в пустыне. В истории исцеления паралитика особенно поразительна слепота тех людей, которые укоряют Христа. Можно не заметить каплю, но как не заметить море?! Господь делом доказал Свою власть и Свою силу, но эти люди не стали Его учениками. Напротив, их злоба лишь усилилась. Очевидно, что им было крайне сложно признать свою неправоту, гораздо проще возненавидеть Того, Кто указал на нее. И так же очевидно, что в их глазах любой человек был лишь своего рода расходным материалом, они не ощутили радости от того, что стал совершенно здоровым тяжело и долго болевший человек.

Сегодняшнее евангельское чтение учит нас не только некоторым аспектам догматического богословия, оно через противоположный пример учит нас смотреть на мир открытыми глазами, не повиноваться инерции и силе привычки, учит слышать слова Бога и деятельно откликаться на них своим повиновением вне зависимости от содержания этих слов и нашего к ним отношения.