4 июля 2021 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Русской просиявших, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Алексеевской пустыни.

На малом входе, в связи с назначением на должность настоятеля Алексеевского Архиерейского подворья, священник Антоний Борисов был удостоен права ношения набедренника и камилавки.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Слова сегодняшнего апостольского чтения написаны апостолом Павлом в рамках его полемики с римскими иудеями, а именно с теми из них, кто не хотел принять павлова благовестия. Суть же проблемы заключалась в том, что некоторые из иудеев полагали данный их предкам закон, который был записан на каменных плитах, достаточным основанием для спокойствия собственной совести. Логика их была проста: нам известна воля Бога и Его закон, а язычникам всё это неведомо, соответственно, у нас всё будет хорошо, а язычники погибнут. Конечно, речь здесь шла, в первую очередь, о посмертной участи тех и других.

Любопытно, что та позиция, с которой спорит апостол Павел, никуда не исчезла, она всё ещё жива и достаточно популярна: среди христиан нередко можно встретить тех, кто гордится самим фактом своей принадлежности к христианству, гордится и в каком-то смысле надмевается над теми, кто находится вне Церкви. Причём разделение на «наших», на тех, у кого в будущем прекрасные перспективы, и на «чужих», то есть на тех, кто будет лишён благой вечности, может проходить не только через понятия «христианин» и «не христианин», так, как у апостола Павла оно шло через «иудей» и «еллин», это разделение может проходить и через значительно более близкие понятия, к примеру, такие как «православный» и «католик», «православный» и «протестант». Одним словом, здесь мы имеем дело с теми, кто наш и кто знает, как правильно, и теми, кто не с нами, кто не знаком с правильным представлением о данном Богом законе и потому в будущем будет осуждён Богом.

Слова апостола Павла предельно ясно говорят, что надо быть очень аккуратным с такими разделениями людей на сообщества и с вынесением им вердикта. Указывает апостол и на причину, которая должна сделать нас осторожными: само по себе знание того, как правильно и знание того, что истинно, не способно гарантировать жизни, которая соответствовала бы этому знанию. Это во-первых. А во-вторых, представления о нравственном законе, который есть закон Божий, даны всем людям на том простом основании, что они люди. Этот закон можно помрачить в самом себе до полной неразличимости, а можно его сохранять и жить в соответствии с ним. Здесь уже не имеет значения источник знания о законе: он может быть как внешним, то есть полученным через Священное Писание, так и внутренним, или, как написал апостол Павел, природным. Но, конечно, те, кто имеет знание о законе, а не только природные представления о нём, будут осуждены за его неисполнение больше тех, кто не имел такой привилегии. А потому, если мы утверждаем, что мы знаем закон и знаем, как надо правильно жить, то мы должны быть очень внимательны к самим себе и не поступать вопреки этому знанию.