9 мая 2021 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Христос воскресе!

Евангельский рассказ, который рассказывает об уверении апостола Фомы, то есть о его встрече с Воскресшим Христом Спасителем, начинается с очень важного эпизода: с явления Христа десяти другим ученикам.

Апостол Иоанн Богослов пишет, что ученики были все вместе в некоем доме. Они были все вместе, с ними не было только апостола Фомы. Иоанн Богослов уточняет, что двери дома были заперты «из опасения от Иудеев», но он ничего не говорит о том, где именно был в тот момент Фома, нет у нас информации и о причине отсутствия Фомы с другими учениками.

Мы знаем, что после взятия Христа под стражу апостолы рассеялись. Они испугались. Но этот страх не был лишь страхом того, что и их тоже арестуют и подвергнут наказанию. В страхе апостолов было и нечто большее: они поверили Иисусу из Назарета, они пошли за Ним, они всё бросили ради Него, но что теперь? Как теперь — после смерти Иисуса — смотреть людям в глаза? Ведь если Он умер, а они знали, что это именно так, то все три года странствований со Христом, всё то, ради чего они жили в эти годы, было одной большой ошибкой. Они пошли не туда и не за тем. Точно также, как не туда и не за тем человеком пошёл немецкий народ в первой половине прошлого века. Очевидно, что помимо собственно страха, ученики Христовы испытывали ещё и стыд. Это — по отношению к обществу.

Но ещё больший стыд они испытывали по отношению ко Христу. Ведь они Его предали. Они все разбежались, только один из них рискнул быть на Голгофе. Получается, что они так и не смогли поверить своему Учителю. Получается, что Его слова не достигали их сердец. Они слушали Его, видели чудеса, они соглашались с Ним, восторгались Его словами и делами, но при этом остались прежними, а потому во время опасности кинулись в разные стороны. Но Он умер. Тот, Кто был всеми ими оставлен, умер. Хотели ли ученики встречи с Ним после этого? Ответа у нас нет. Но можно предположить, что вряд ли они могли ждать чего-то приятного для себя от такой встречи.

Вот, ученики сидят в запертом доме. Сидят в страхе и смущении. Среди них появляется Воскресший Христос. Но Он не упрекает, Он не вспоминает прошлое, Он не устраивает «разбор полётов», вместо всего этого Он приветствует Своих учеников ниспосланием мира, а чуть позже Господь даёт им Духа Святого, Который до сих пор пребывает с Христовой Церковью и благодаря Которому мы имеем возможность получать прощение наших грехов.

Христос Воскресший ни слова не сказал о грехе Своих учеников. Их слабость, послужившую причиной предательства, Он не вспомнит и позже. Это — крайне важное евангельское свидетельство: люди ещё переживают свой грех, а Бог его уже простил. Он простил и ещё несовершенные грехи будущих поколений. Грех истреблен. О нём нет смысла говорить.

Но мы говорим. Мы очень много говорим о грехе. Почему? Причина в том, что прощённый и истребленный Христовой Животворящей Смертью грех продолжает нас к себе влечь, ведь мы остаемся в унаследованной от Адама и Евы плоти, имеющей стремление ко греху. Бог истребил наши грехи, но мы не можем должным образом отреагировать на этот факт, нам очень сложно возненавидеть грех с тем, чтобы быть чадами Воскресения без тени греховной печали на наших лицах. Ненависть ко греху необходимо воспитывать в самих себе, для этого у нас есть аскетический инструментарий, который, если слова о Воскресении Христовом для нас не пустой звук, ни в коем случае не следует оставлять, им необходимо пользоваться ради наследования блаженной вечности со Христом.