27 октября 2019 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Господь Иисус Христос Своим воплощением, Своей жизнью и проповедью на земле стер ту непреодолимую границу, которая была между Богом и Его творением, между Богом и человеком. Это одна из христианских истин.

Но не только в Себе Самом Христос уничтожил эту границу. Он уничтожает ее в каждой сказанной Им притче. Они все состоят из простых, очень понятных будничных вещей и действий.

Предание Церкви говорит, что когда Христос произносил притчу о сеятеле, которую мы только что услышали, то сидя в лодке, Он указал на человека, который в тот момент как раз вышел сеять. Все то, что Он говорил в этой притче, в то же самое время происходило на глазах Его слушателей. Но при этом притча о сеятеле имеет своим предметом истины Царства Небесного, истины, которые, как кажется, находятся далеко за пределами нашей повседневности и окружающей нас реальности.

Мы привыкли разделять свою жизнь на две области: на область житейской повседневности и на область духовной жизни, с которой мы соприкасаемся, в лучшем случае, в воскресный день. Иногда люди так и говорят: мы не можем жить так, как учит Евангелие, так не проживешь. В представлении многих людей мир — это мрачная пустыня, в которой нет места Богу. Его место, по их мнению, в храме. Или дома на полочке с иконами. Поэтому в храме можно и нужно быть благочестивым, аккуратным в словах и внимательным клюдям, уступчивым и смиренным, а вне храма делать это все крайне опасно, вне храма — поле боя, нескончаемая борьба за выживание и за обладание земными благами. Вне храма доверие людям может быть воспринято как глупость, а христианская уступчивость — как слабость.

Вообще, христианство всегда будет выглядеть как некоторое сумасшествие, как ненормальность. Это понимал Христос, это прекрасно понимали апостолы. Апостол Павел, к примеру, прямо говорил, что мы, христиане, безумны ради Христа (1 Кор. 4, 10). То есть, невозможно быть христианином и при этом жить по тем законам, которое диктует нам общество. Невозможно быть христианином и одновременно с этим пытаться отстоять свои права в транспортном потоке. Невозможно быть христианином и отвечать грубостью на грубость. Невозможно быть христианином и не переживать чужую беду, не пытаться оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

Христианин всегда будет помнить Христовы притчи и то, что Сам Христос и Его апостолы призывали видеть в окружающей повседневности невидимого Бога, всюду видеть проявления Его вечной силы. И все то, что происходит с нами, воспринимать как возможность богопознания, как возможность научиться тем христианским добродетелям, которых у нас еще нет. При таком подходе к жизни мы сможем быть уверены, что наши души будут той плодородной почвой, на которой семена Христовых слов обязательно дадут свои всходы.