20 сентября 2020 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил совершил раннюю Литургию в приделе апостола Филиппа Владимирского кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Апостол и евангелист Иоанн Богослов в кратких словах сегодняшнего евангельского отрывка сумел описать всё то, что произошло благодаря пришествию в мир Господа Иисуса Христа. Этот отрывок в полной мере передаёт суть христианского благовестия.

Тот мир, та цивилизация, которая зародилась с момента принятия Адамом решения пойти по пути прямого непослушания Богу, были и есть искажение замысла Бога о сотворённом мире и человеке.

Человек создан Богом свободной личностью и, как следствие, несёт ответственность за свои мысли и поступки. Да, у нас есть масса ограничений. Мы не всегда получаем то, что хотим. Но наша воля свободна. Мы в силах отличить доброе от дурного и в силах выбрать одно или другое. Обстоятельства непреодолимой силы — лишь оправдания неумения использовать свою волю в соответствии с Божиим замыслом о человеке. Мы помним, что первым придумал ссылаться на обстоятельства праотец Адам. На вопрос Бога о плоде дерева добра и зла он указал на Еву: она дала, и он ел, и вообще он не виноват, так получилось. Обстоятельства.

С той поры мы копируем Адама и поступаем точно так же. Если, к примеру, я не читаю Священное Писание, то я вряд ли скажу, что не хочу этого делать или же что я не вижу в этом особого смысла, ход моих мыслей будет иным: я сошлюсь на большую загруженность на работе или же на обилие домашних дел, это вполне респектабельно, об этом не стыдно и не больно сказать на исповеди. Поступаем мы так не потому, что хорошо знаем текст книги Бытия и сознательно следуем логике нашего праотца, а потому, что несём в себе последствия греха Адама. Именно по этой причине ссылаться на обстоятельства умеют даже маленькие дети, которые в силу своего возраста могут вообще ничего не знать ни об Адаме, ни о дереве добра и зла, они вообще ещё мало что знают о мире и о самих себе. Пример со ссылкой на обстоятельства — лишь один из бесконечного ряда примеров последствий грехопадения первых людей, которые мы носим в самих себе.

Апостол Иоанн в сегодняшнем чтении говорит о том, что «послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 17). Он не сомневается в том, что мир, тот мир, который мы знаем, мы сами достойны суда, апостол не видит причины милосердия Божия, но тут же апостол констатирует, что у Бога иной взгляд на этот вопрос. Если мы хотя бы немного знаем самих себя, то мы знаем и то, что для нас предпочтительней милость, а не справедливость. Бог оказывает Свою милость через Возлюбленного Единородного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Он послан не судить, но спасать, то есть оказывать милость.

Он пришёл, чтобы мы увидели невозможность справедливости для себя, чтобы откликнулись на открывшуюся возможность милости Божией. Апостол Иоанн продолжает и говорит об условиях милости: она заключена в вере во Христа. Вера — не заслуга человека, она лишь открывает возможность милости, ведь милость — это не то, что можно получить благодаря каким бы то ни было своим делам, её невозможно заслужить, но её можно получить, точно так же как нищие получают свои крохи, если окажутся в нужное время в нужном месте.