6 сентября 2020 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице и день празднования перенесения мощей святителя Петра, митрополита Московского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Петра митрополита.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Минимального знания Священного Писания Ветхого Завета достаточно, чтобы понять: Христова притча о злых виноградарях базируется на истории Израиля и на словах древних пророков, — они в своих скорбных пророчествах представляли Израиль в образе виноградника, который должен был принести плод, но не сделал этого, несмотря на всю проявленную Богом заботу о нём. Красочнее прочих говорил об этом пророк Исайя. Христос несколько расширяет образ виноградника, и указывает не на сами виноградные лозы, а на тех, кто должен был о них заботиться с тем, чтобы в своё время отдать хозяину причитающиеся плоды. Оказалось, что виноградник плодоносил, но хозяин не мог получить плоды по вине нанятых работников.

Далее притча в виде аллегории передаёт историю взаимоотношения Бога и тех, кто должен был следить за виноградником — Израилем. В конце подводится неутешительный итог: виноградник будет отнят, то есть отныне Израиль перестанет быть хранителем знания о Едином Истинном Боге. Никакими человеческими силами не удастся отменить это волеизъявление Бога, точно так же никакими человеческими силами не получится устроить всё так, будто бы не было этого решения Бога, будто бы не было Христова пришествия. Слушатели притчи всё поняли правильно, но им категорически не понравилось то, что они услышали и потому «старались схватить Его, но побоялись народа».

Можно сколько угодно размышлять на тему особенностей религиозной жизни Израиля и пытаться понять, почему произошло то, что произошло, почему Израиль оказался не готов к встрече со своим Мессией и почему Мессия был вынужден отвернуться и обратиться к другим народам. Но вместе с этим надо понимать, что на месте тех, кто отверг Бога и кого отверг Бог может оказаться любой из тех, кто уверен в своём праве распоряжаться тем, что принадлежит Богу и не думает, что рано или поздно придётся дать ответ во всех своих действиях. Основным же вопросом, на который придется отвечать, будет вопрос о том, какие плоды принесло данное человеку право и знание. К чему это привело человека? К тому, что он научился переживать и ощущать свою абсолютную зависимость от Бога? Или к тому, что Бог ему стал не нужен? Эти вопросы когда-то стояли перед Израилем, теперь они стоят другими виноградарями, перед теми, кому Христос Господь доверил Свое Евангелие.