В Неделю 11-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил литургию в храме мученика Андрея Стратилата в селе Андреевское на Лиге

Михаил Кудрявцев
Фото

1 сентября 2019 года, в Неделю 11‑ю по Пятидесятнице, день памяти мученика Андрея Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил служение литургии в одноименном храме в селе Андреевское на Лиге Борисоглебского района.

Богослужебные песнопения исполнил детский хор Пророко-Илиинского храма села Ивановское на Лехте (регент Мария Чудинова).

Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к усердным трудам во благо Святой Церкви и в связи с 20-летием служения в сане пресвитера настоятель храма протоиерей Игорь Юрков был удостоен медали Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Отец Игорь, отцы, прихожане этого святого храма поздравляю вас с престольным праздником! Хочу сказать, что я каждый раз очень радуюсь, когда еду по приглашению кого-то из настоятелей Борисоглебского благочиния. Радуюсь, потому что я вижу всех вас. Я совершенно искренне рад — в очередной раз благодарю за замечательное пение. Мне хочется сказать пару слов по поводу сегодняшнего евангельского чтения, думаю, что оно должно определять всю нашу духовную жизнь.

Господь начинает Свою сегодняшнюю притчу со слов «Подобно Царство Небесное…» (Мф. 18, 23), и дальше описывает каково есть Царство Небесное. И, как Он сказал в другом месте, — Царство Небесное здесь, сейчас, «внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Это не какое-то состояние, которое наступит тогда, когда мы умрем, или которое наступит после всеобщего воскресения. Нет, это то, что начинается сейчас.

Сегодняшняя притча о неправедном заимодавце как раз и говорит о том, какое устроение должен иметь человек, чтобы сейчас и здесь пребывать в Царствии Небесном, несмотря на то, что он живет в теле, и, в общем-то, испытывает все те проблемы, которые испытывают другие люди. Там говорится об одном человеке, который был должен десять тысяч талантов некоему царю, и царь его простил, а этот человек не простил своему должнику сто динариев. Для нас эти цифры ни о чем не говорят. Понятно, что первый был должен больше, второй меньше.

Есть исследования, которые утверждают, что для тогдашнего мира число десять тысяч было самым большим, другими числами не оперировали. Десять тысяч — такой максимум. А талант самая большая денежная единица. Если попытаться перевести их в понятные нам меры, и вообще соотнести динарий с талантом, то получается, что первый должен был больше в миллион раз, чем второй. Если перевести в прожиточные минимумы, то этот человек должен был царю сто миллионов дневных прожиточных минимумов. Очевидно, что эта цифра просто астрономическая, невозможно представить, чтобы один человек задолжал такую сумму другому. Хотя историки говорят, что в рамках контрибуций одни древние государства выплачивали другим схожие суммы. Мы знаем, что контрибуции могут выплачиваться столетиями, буквально года три назад Германия закончила выплаты контрибуции за Первую мировую войну. То есть в Христовой притче речь идет о какой совершенно фантастической сумме.

Очевидно, и все толкователи говорят об этом, — Господь имеет в виду долг человека перед Богом. Вот здесь и начинается самое интересное. Потому что если сказать светскому человеку, что он должен Богу, в ответ мы услышим: «Простите, я ничего не брал, я все по счетам плачу, у меня все хорошо, я работаю, стараюсь, я никому ничего не должен». Фраза «никому ничего не должен», стремление к тому, чтобы можно было так сказать, господствуют в обществе.

На это толкователи отвечают: не ты же выбрал родиться, не твоя воля появиться на свет, в этом воля Бога, которая осуществилась через твоих родителей. Но изначально это воля Бога. И сама жизнь — есть проявление воли Божией о нас, мы ее не выбирали; мы все родились в определенном месте, в определенной семье и в определенное время.

То, что мы сейчас наслаждаемся мирным временем, в общем-то, безбедным существованием, то, что мы имеем, — это все не от нас зависит. Даже наше образование, наши успехи не зависят от нас, потому что можно иметь деньги, можно иметь все, можно даже куда-то поступить и при этом не суметь ничему там научиться, потому что индивидуальные способности даны от Бога — кто-то умнее, кто-то глупее, у кого-то хорошая память, а у кого-то не очень. Если я такой умный, такой молодец, сумел чего-то достичь, то это не мое, не я себе дал такой разум. Это дар Бога. И Бог как дал разум, так может его и в одну секунду отнять, — шел, упал, ударился или еще что-то произошло, заболел чем-то, остался жив, но остался ментальным инвалидом.

Здесь как раз речь об этом, о том, что Бог нам столько дает, что нам невозможно с Ним расплатиться, поэтому и расплачиваться не надо. Он не просит нас расплачиваться, он просит прощать другим людям то, что они нам должны, прощать их несовершенство. Это единственное условие для благополучной жизни здесь и вхождения в Царствие Небесное, не когда-то потом, а сейчас: уметь относиться также к другому человеку так, как Бог относится к нам. Он нам ставит единственное условие — прости другого, и делай что хочешь. Если ты умеешь прощать, то можешь делать все, что хочешь, абсолютно. И Бог будет тебе прощать при твоем, конечно, к Нему обращении. Потому что Он делает это бесконечное количество раз.

Бог нам оказывает милость, а справедливость Свою Он проявляет тогда, когда мы оказываемся не в состоянии простить наших ближних. Нет того греха, который Бог нам не простит, и, соответственно, нет того греха, который не должны прощать мы.

Думаю, отцы из собственного опыта могут подтвердить мои слова: если человек по какой-то причине не может простить, то для него все заканчивается весьма плачевно. У каждого священника есть галерея портретов, таких, когда кто-то кому-то не может простить. Получается, что Бог к нему, самому этому человеку, проявляет не свою милость, а свою справедливость. Хочешь справедливость — получи. Хочешь справедливости для другого, будет она и у тебя. Хочешь милость для себя, окажи ее другому. Все очень просто.

Дай Бог, чтобы мы с вами это помнили, в любую секунду, помнили, что милость должна превалировать над справедливостью, потому что наша справедливость повлечет справедливость Бога по отношению к нам. Я думаю, никто в здравом уме, твердой памяти не хочет, чтобы Бог к нему был справедлив. Мы все хотим от Него милости и взываем к милости, говорим «Господи, помилуй», а не «Господи, будь справедлив».

Дай нам Бог всем милости, дай нам, Господи, сил быть милостивыми друг ко другу, потому что все мы не совершенны. И надо несовершенство друг друга прикрывать, поддерживать падающих и всячески стараться быть одной большой любящей семьей!

Похожие публикации