16 августа 2020 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил раннюю Литургию в приделе апостола Филиппа Владимирского кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— В десятой главе Евангелия от Матфея и в параллельных ей главах Евангелий от Марка и Луки сказано, что когда Господь Иисус Христос посылал Своих учеников на проповедь, то «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10, 1). Ученики успешно пользовались этой властью, у них получалось изгонять нечистых духов и врачевать болезни. Евангелие от Луки свидетельствует об этом в таких словах: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10, 17). То есть получается, что до определенного момента всё шло хорошо, никаких сбоев не было. Но вдруг что-то случилось. Удивительно, но Сам Христос говорит, что проблема в недостатке веры. Здесь не может не возникнуть вопрос: неужели все те исцеления, которые ученики совершали в отсутствие Христа Его именем, не имели своим основанием веру? Или же речь идёт о какой-то иной её степени? Или о каком-то ином её понимании?

Те авторитетные комментаторы, которые сопоставляли этот евангельский эпизод с другими рассказами об апостольской миссии, сделали вывод, что Христовы ученики смутились ещё до попытки исцелить этого ребёнка, а после того, как они испугались, помочь чем-либо страдающему уже не могли. К примеру, Евфимий Зигабен так прокомментировал случившееся: «Усомнившись прежде попытки в том, что они могут исцелить страждущего, хотя прежде исцеляли многих других, они после попытки не могли уже исцелить». Из этого толкования можно сделать вывод, что здесь произошло нечто схожее с историей хождения апостола Петра по воде. Ведь он какое-то время шёл, а потом испугался и начал тонуть. Господь, спасая Своего ученика, также сказал о недостатке веры: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31). Апостол Пётр шёл по воде навстречу Христу ровно до того момента, пока не начал сомневаться. В истории с исцелением бесноватого мальчика произошло тоже самое: ученики стали сомневаться. Весьма примечательно, что сомнения настигали апостолов уже после их личного удостоверения в Христовой силе. Апостол Пётр сначала сделал несколько шагов по воде, а потом начал сомневаться и, как следствие, тонуть. Апостолы сначала исцеляли людей, а потом начали сомневаться и потому не смогли помочь ребенку.

Из этих евангельских эпизодов видно, что сомнения не имеют прямой связи с личным опытом. К сожалению, полученный когда-то опыт не избавляет от настоящих и будущих сомнений. Это не какая-то личная особенность апостолов, ведь так было и во время странствования израильского народа по пустыне: людям было дано множество материальных свидетельств присутствия Бога с ними, но они упорно продолжали не верить. Они питались манной с неба, но при этом сомневались и боялись близкой голодной смерти.

Нечто подобное происходит всегда и со всеми: не существует таких доказательств близости Бога и Его силы, которые бы сделали нас верующими раз и навсегда. Это грустно. Но радует то, что Бог, упрекая в маловерии, не прекращает проявлять Свою заботу. Он действует вопреки нашему маловерию в надежде, что рано или поздно сможем победить в самих себе эту неприятную человеческую особенность.