В Неделю 1-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в храме Всех святых в Берендеево

19 июня 2022 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Всех святых в селе Берендеево Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Олег, дорогие друзья! Сердечно поздравляю вас с днём памяти всех святых!

Думаю, вы понимаете, что установление воспоминания всех святых через неделю после праздника Сошествия Святого Духа на апостолов — это не случайность, ведь именно посланный Господом Иисусом Христом от Бога-Отца Дух Святой определяет святость, к которой призван каждый христианин. Апостольское чтение этого дня — отрывок из Послания апостола Павла к Евреям — говорит как раз о святости, из этого фрагмента Послания к Евреям мы узнаем, что святость с сугубо человеческой земной точки зрения не несёт в себе ничего приятного: апостол упоминает о страшных испытаниях, которые выпадали на долю святых. Финал этого отрывка тоже не очень приятен, в нём апостол ничего не говорит о радости, но говорит о терпении при прохождении надлежащего нам поприща, из его слов становится очевидным, что путь святости — это путь подражания Христу, а Его жизнь, как мы знаем, нельзя назвать лёгкой и завидной, то же самое можно сказать и о Его Смерти.

Конечно, Церковь говорит об этом не только сегодня, она непрестанно возвещает о том, что христианство — это не метод приятного устройства земной жизни, христианство — это подражание Христу, следовательно, подражание Его терпению, смирению, несению тягот как собственных, так и окружающих нас людей. Но каким-то непостижимым образом эти мысли постоянно ускользают от нашего внимания, нам кажется, что если всё делать правильно, то и в житейском смысле у нас всё будет хорошо. Нет. Не будет. Если мы действительно христиане, если мы действительно живём Евангелием, то мы не сможем найти успокоения в чём-либо внешнем, но только во внутреннем мире и тишине, которые сходят в душу человека только тогда, когда он во всём верен словам Христовым.

Такая верность невозможна без терпения, именно поэтому на нём делает особый акцент Послание к Евреям. Делает на нём акцент и вся аскетическая традиция нашей Церкви. Проблема же состоит в том, что нам довольно непросто принять советы древних подвижников, мы их читаем, умиляемся, но как только дело доходит до практики, умиление от правильных и возвышенных слов сменяется удивлением и шоком: для примера можно взять ситуацию непонимания нас нашими близкими, ведь все мы знаем о собственных реакциях на клевету, на обидные слова, на невнимание, на обман, на предательство, на непризнание наших заслуг. Умение продолжать жить и действовать так, будто бы всего этого нет — и есть терпение. Но мы удивляемся: как так, мы стараемся делать всё правильно, и в общем-то у нас это получается, так от чего же мы сталкиваемся с негативными реакциями? Послание к Евреям даёт ответ, оно говорит так: смотрите «на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12, 2).

И дай нам Бог услышать эти апостольские слова, дай Бог, чтобы из теории они стали практикой, дай Бог, чтобы, сталкиваясь с каким-либо неприятными ситуациями, мы думали не о себе самих и не о тех людей, которые стали причиной этих ситуаций, а о Христе, чтобы мы в Нём находили утешение и поддержку, и через это уподоблялись всем от века просиявшим святым.