В канун Прощёного воскресения епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе

13 марта 2021 года, в канун Недели сыропустной, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим:

— Сегодня мы совершаем воспоминание Адамова изгнания из рая.

Богослужебные тексты сегодняшнего дня упоминают, что Адам преступил одну заповедь и по этой причине лишился рая. Можно, конечно, обвинить Бога в жестокости — нарушена лишь одна заповедь, нарушена по неосторожности, не по своей воле, а по внушению змия, но вслед за этим следует такое суровое наказание. Причём наказанию подверглись не только те, кто стал непосредственным участником греха, но и все их потомки. Это выглядит несправедливо. Это не похоже на всепрощающую любовь Божию.

Но на самом деле, конечно, всё обстоит несколько иначе.

Во-первых, Бог сделал всё, чтобы человек смог вернуться к первозданному состоянию райского блаженства. Ради этой цели воплотился Его Единородный Сын, ради этого Он пострадал и воскрес, двери рая отверсты каждому, кто захочет в него войти. Вот только желающих, увы, не очень много.

Здесь мы подходим ко второму пункту. Если мы вспомним историю грехопадения, то увидим, что не Бог спрятался от Адама, а Адам укрылся от Бога. Богу пришлось сыграть в слепого и спросить: «[Адам,] где ты?» (см. Быт. 3, 9). Ответ Адама тоже сохранен книгой Бытия: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3, 10). Из этой истории мы можем сделать очень важный вывод: грех приводит к тому, что человек пытается спрятаться от Бога. Тогда как райское состояния — это не столько место, сколько совершенная открытость Богу. Получается, что изгнание из рая — это лишь констатация того, что уже свершилось, того, что было сделано ранее, причем сделано не Богом, а первыми людьми. Бог никого не принуждает быть с Ним. Пребывание с Богом возможно только добровольно. Грех лишил Адама и Еву желания и возможности быть с Богом, они предпочли скрыться.

Собственно, то же самое происходит и с их потомками. Любой грех отторгает нас от возможности быть с Богом. Мы не можем. У нас не получается. Хотя, конечно, иногда нам кажется, что мы вовсе не прячемся, что мы открыты, но при этом почему-то далеки от состояния блаженства. Дело здесь в том, что уклонение от исполнения воли Божией, обращённой к каждому из нас, в своей сути всё те же «прятки». Мы знаем, к примеру, что Бог призывает нас оказывать помощь нуждающимся, мы способны дословно процитировать соответствующие места Евангелия, но при этом мало кто спешит исполнять на деле эту заповедь, мы всячески закрываем уши от голоса Бога. Точно также и со множеством других заповедей. Нам свойственно выбирать то, что нам близко, понятно и приятно, проходя при этом мимо всего прочего.

Точно так же происходит и в собственно церковной жизни. Много раз замечено, что, к примеру, человек, который пришёл раскаяться в своих грехах на исповедь, сохраняет благостное расположение духа ровно до той поры, пока священник говорит ему то, что он хочет слышать. Если же будет сказано нечто иное, то от благостного настроения не останется и следа. Увы, но мало кто способен услышать голос Бога в том, что говорит священник в рамках таинства исповеди.

К сожалению, мы повторяем то, что сделали Адам и Ева: рядом с открытыми вратами рая мы нашли куцые кустики и пытаемся укрыться в них. Смешно, глупо и печально.

Но Бог не останавливается, Он продолжает нас искать, продолжает звать, продолжает предлагать Свою любовь и Свою открытость в обмен на открытость и любовь человека.

Надеюсь, что грядущий Великий пост поможет нам приблизиться к тому состоянию, которое не смогли сохранить наши прародители.

Похожие публикации