3 декабря 2020 года, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Из церковного предания, основой которого послужило Протоевангелие Иакова, мы знаем о событиях, которые легли в основу сегодняшнего праздника: Пресвятая Богородица, будучи ещё младенцем, была приведена Её родителями в храм для того, чтобы получить там надлежащее воспитание. Эта мысль выражена в светильне утрени праздника такими словами: «Марию Богоотроковицу, верно да восхвалим: днесь бо вводится во святая святых, воспитатися Господу».

Вполне естественным будет поразмышлять о том, каким образом можно реализовать схожее воспитание детей в современном мире.

Первая наша мысль тоже вполне естественна: если Божия Матерь получила воспитание при храме, то это образец для всех прочих детей, а то, что сделали Её родители — образец для родителей. Но всё не так просто. Здесь надо вспомнить, чем был Иерусалимский храм.

До определенного времени он был местом присутствия Бога. В нём хранился ковчег Завета, совершались жертвоприношения, храм был центром истинного богопочитания. Мы знаем, что далеко не все были с этим согласны. Так, самаряне устроили другой храм — на горе Гаризим, он был альтернативой Иерусалимского храма, но появление ещё одного храма было ярким нарушением воли Божией.

Любопытно же и важно здесь другое: когда самарянка спросила Христа о месте поклонения Богу, то Он не указал ей ни на Иерусалим, ни на гору Гаризим. Он сказал слова, которые до сих пор не все оказываются в состоянии понять: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 21, 23). Из этих слов Христа можно сделать первый очевидный вывод: значение Иерусалимского храма имело временный характер. И это время прошло.

Сегодня нет ни храма, ни его первоначального смысла. Воспитание кого-либо при Иерусалимском храме сегодня не представляется возможным. Вполне логичным кажется перенос воспитания в христианские храмы. Но как тогда быть со словами Христа? Ведь Он ясно сказал, что истинное поклонение Богу в эпоху Нового Завета не будет связано с каким бы то ни было местом, но оно будет происходить в духе и истине. Да и само Царство Божие не связано с каким бы то ни было местом, оно, как сказал Христос Спаситель, «внутрь вас есть», оно — среди христиан, а это означает, что не какой-либо храм, а сама христианская среда должна быть местом для воспитания детей.

Но если с храмом было всё просто — его построили, он стоит, туда можно прийти самому и привести детей, то с христианским обществом всё сложнее. Если мы хотим, чтобы наши дети хотя бы отчасти уподобились Божией Матери, то мы должны обращать внимание не куда-то вовне, а на свою душу, на то, чтобы среди нас было Царство Божие.

Блаженный Феофилакт Болгарский в своём комментарии на беседу Христа с самарянкой написал такие слова: «не чтут Его служением телесным, как иудеи, но кланяются в духе и истине, то есть душою, чистотою ума. Так как Бог есть дух, то есть бестелесен, то и поклоняться Ему должно бестелесно, то есть душою». То есть, по его мысли, основа поклонения в духе и истине состоит в чистоте ума.

Дай Бог, чтобы молитвами Пресвятой Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы наши умы были очищены, просвещены так, чтобы среди нас и в нас было Царство Божие, которое есть самая благоприятная среда для воспитания детей.