9 июня 2021 года, в канун праздника Вознесения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— С Вознесением Господним вас, дорогие отцы, братья и сестры!

Вознесение — очень непростой Праздник. Когда мы читаем о нём в Новом Завете, то мы не можем не испытывать некоторую печаль, ведь Господь оставляет Своих учеников, оставляет навсегда, Он никогда больше будет соприсутствовать им, никогда не будет находиться рядом телесно. Конечно, здесь можно оговориться и сказать, что Он с нами всегда в Таинстве Его Пречистых Тела и Крови. Но это величайшее Таинство не может заменить живого общения. В Вознесении заключён прообраз того, что рано или поздно, но нам придется расстаться со всеми теми, кого мы знаем и любим. Мы верим в вечную жизнь, многие из нас имеют личный опыт общения с ушедшими в вечность, зачастую это общение более тесное и полное, чем то, которое было здесь лицом к лицу, но тем не менее нам свойственно скучать по ушедшим от нас людям, скучать по их облику, голосу, образу мысли, по всему тому, что представляет собой человек. Но так надо. Мы верим, что это к лучшему и в конечном итоге наша печаль обратится в радость.

Никто из нас не видел своими глазами Христа. Господь, сидящий одесную Бога-Отца для нас данность. Но не так было с апостолами, для них Он был не только Учителем и Господом, но и другом. Поэтому вполне естественно, что они, прекрасно понимая почему и для чего Господь их оставляет, не могли не испытывать сожаления.

Здесь самое время вспомнить, почему и для чего Господь отошёл на Небо.

Надеюсь, что все прекрасно знают правильный ответ на этот вопрос: для того, чтобы вознести человеческую плоть в недра Пресвятой Троицы. Повторяя эту догматическую формулу, мы исповедуем предназначение каждого человека, оно состоит не в том, чтобы достичь чего-то в этом тленном и временном мире, а в том, чтобы стать в меру своих сил достойными чадами Божиими.

С одной стороны, у нас для достижения этой цели есть все средства. С другой, нам постоянно что-то мешает. Нам мешает собственная лень, мешает маловерие, мешает суета и необходимость делать какое-то безумное количество дел одновременно. Время бежит, а суеты не становится меньше, напротив, она только возрастает. Не знаю, согласитесь ли вы с моим наблюдением, но я заметил, что именно в канун Вознесения Господня суета нарастает и очень часто она не даёт даже малейшего шанса задуматься о существе этого Праздника. Повторю, не знаю, как дело обстоит в вашем опыте, но в моём это именно так. И этот факт является для меня ярким свидетельством того, что Вознесение Господне — это то событие мировой истории, на которое стоит обратить особо пристальное внимание, ведь суета, которая поглощает этот Праздник, это не что-то случайное, её регулярность побуждает видеть за ней происки врага рода человеческого, именно он мешает нам вникнуть в суть Вознесения и понять, что всё уже свершилось, у нас есть все средства для победы над самими собой, своим падшим естеством, осознать, что мы соприродны Богу по человечеству, следовательно, раз Господь Иисус Христос смог одержать победу над грехом, смертью и диаволом, значит этот путь открыт каждому из нас.

Если же удастся осознать всё это в полной мере, то мы перестанем бояться и смущаться, мы сможем встать на брань «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), против своего собственного удобопреклонного ко греху естества и одержать победу.