В канун праздника Воздвижения Честного Креста и Животворящего Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

26 сентября 2022 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вас всех сердечно поздравляю!

Всем нам свойственно надеяться на свои силы, в том числе и на силу своего интеллекта. Как правило, мы абсолютно уверены в том, что прекрасно понимаем процессы, происходящие вокруг нас, ну а если это не так, если нам, скажем, не хватает информации, то разум не смущается, он естественно и спокойно выстраивает такую схему, которая нам нравится и нами принимается. Именно по этой причине суть христианства ускользает от многих людей, ведь христианство невозможно постичь при помощи тех естественных инструментов, которыми мы располагаем.

Если подходить к вести о Страдающем Боге с позиции строгой логики, то такая весть покажется чем-то совершенно невероятным, фантастическим, невозможным и абсурдным. Как может кому-то в чём-то помочь Тот, Кто не смог помочь Себе? Именно эту мысль и выразили обладающие рациональным мышлением «первосвященники с книжниками и старейшинами, и фарисеями» (см. Мф. 27, 41) у Креста Господня: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27, 42–43). Но вот что любопытно: нечто подобное, только иными словами, предлагал Христу Спасителю и диавол тогда, когда Господь постом и молитвой готовил Себя к общественному служению. Искуситель потребовал, чтобы Спаситель проявил Свою божественную силу ради Себя Самого: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4, 3). Это требование тоже очень логично, к нему не придраться, оно всем понятно. А вот отказ Воплощённого Бога превратить камни в хлеб, а затем и сойти с Креста — это нечто совершенно иное, это то, что находится за пределами постижимого.

Зачем вообще Ему было умирать? Разве у Него не было какого-то иного пути? Если Он Бог, то разве могло Ему — Всемогущему и Всесильному — что-то или кто-то помешать? Наверняка, можно было и как-то иначе, но Бог поступил так, как Он поступил, и, оказавшись на Кресте, Он ясно и наглядно показал, что истинная сила заключается не в том, чтобы с успехом испепелять и уничтожать своих врагов, и не в том, чтобы сконцентрировать в своих руках огромные материальные ресурсы, и даже не в том, чтобы поражать своих собеседников глубиной эрудиции и широтой познаний, а в том, чтобы принять волю Божию о себе самом, чтобы не сопротивляться ей, какой бы она ни была. Для христиан это интуитивно понятная аксиома, а для всех прочих, как о том написал апостол Павел в Первом Послании в Коринф, — юродство, соблазн и безумие: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23).

Апостолу пришлось напоминать об этом христианам Коринфа, они, как и многие из нас, став христианами, не смогли мгновенно отказаться от привычного взгляда на мир, они по-прежнему полагали, что земные успехи, возможности и статус хоть что-то значат в деле спасения. Но это не так, это совсем не так. Если же христианам Коринфа, которые имели счастье личного общения с апостолом Павлом, пришлось об этом напоминать, то тем более в таком напоминании нуждаемся мы — люди, которые очень далеки от первохристианского горения в вере.

Церковь это и делает, она через праздники, посвящённые Честному и Животворящему Кресту, напоминает нам о том, что обрести блаженную вечность со Христом может лишь тот, кто по примеру Воплощённого Бога и в надежде воскресения сумеет проявить силу духа и в полной мере подчинить свою волю воле Божественной и совершенной.

Сегодня, когда привычный нам мир претерпевает серьёзные изменения, вопрос о воле Божией в отношении каждого конкретного человека приобретает особую остроту, многие из нас теряются под натиском самой разной информации, от чего наступает путаница и смущение. Избежать этих негативных эффектов можно лишь двумя способами, во-первых, искренней и усердной молитвой, а во-вторых, сознательным ограничением потока новостей.

Мы, будучи чадами Русской Православной Церкви, должны доверять Церкви и тем людям, которые имеют право говорить от её имени, в первую же очередь — Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, мы должны молиться так, как он призвал молиться, должны сделать неотъемлемой частью нашего домашнего молитвенного правила ежедневное чтение молебного канона к Пресвятой и Пречистой Деве Богородице. Это простые и всем доступные практические шаги, они помогут нам постичь волю Божию о нас самих.

Похожие публикации