В канун праздника Воздвижения Честного Креста Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

26 сентября 2021 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с праздником Воздвижения Честна́го и Животворящего Креста Господня!

Среди песнопений любого двунадесятого праздника самое запоминающееся и самое яркое песнопение — это величание. Оно краткое, но при этом оно в полной мере выражает отношение Церкви к тому событию, в честь которого совершается богослужебное торжество. Так и с Воздвижением: мы с вами неоднократно пропели величание, в котором основной акцент сделан на слова о почитании Креста, которым Господь спас нас «от работы вражия». Слово «работа» прекрасно известно любому человеку, но далеко не все из нас помнят, что оно означает на церковнославянском языке, на котором, собственно, и звучит величание праздника. Я напомню: на русский это слово переводится как «рабство». То есть мы прославляем Крест Христов за то, что через него совершилось дело нашего спасения, через Свою Смерть на Кресте Господь спас человечество от рабства диаволу. Такова вера Церкви и таково наше исповедание.

Но каковы практические следствия совершенного Господом Иисусом Христом на Кресте? Да, мы веруем, что Смертью Христовой мы освобождены от рабства. Но каким образом свобода проявляется в каждом из нас?

С одной стороны, это свобода жить в соответствии с волей Божией, то есть не совершать какого-либо греха. Но все мы знаем, что в абсолютном смысле реализовать эту свободу не получается, опять же, Церковь исповедует такое печальное положение дел в богослужебных заупокойных последованиях отсылкой к книге Екклесиаста: «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит» (ср. Еккл. 7, 20). Можно всю жизнь посвятить борьбе с грехом в самом себе, но так ничего и не достичь. Именно по этой причине и Сам Господь Иисус Христос, и Его апостолы не делали акцент на борьбе с грехом как таковой, ведь грех — это неизбежное следствие искажённой грехопадением человеческой природы, проявления которой можно ограничить, но нельзя их полностью устранить.

Но есть у данной нам Господом на Кресте свободы иное измерение — мы обрели свободу устремления своих желаний и действий. Не сиюминутных желаний, а тех, которые можно назвать определяющими и конечными. Апостол Павел в Послании к Филиппийцам призывал иметь те же чувствования, которые были и во Христе (см. Флп. 2, 5), а чувствования, в свою очередь, определяются направлением воли. Из Евангелия мы знаем, каково было направление воли нашего Спасителя: Он пришёл, чтобы исполнить волю Божию, которая в конечном итоге привела Его на Крест. Тот самый Крест, который мы сегодня прославляем, на который взираем и перед которым возносим свои молитвы о том, чтобы мы смогли воспользоваться данной нам свободой, воспользоваться так, как воспользовался ей Спаситель наш Иисус Христос, чтобы определяющее значение для каждого из нас имела не земная перспектива, а небесная, чтобы все мы смогли войти в область конечной свободы — свободы чад Божиих, живущих по Его воле.