20 апреля 2019 года, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником Входа Господня в Иерусалим — Вербным воскресеньем!

Мы знаем, что хронологически в это время, за шесть дней до Пасхи, высшей религиозной властью Иудеи было принято решение придать Христа смерти. И связано оно было с тем, что Он воскресил Лазаря.

Несмотря на то, что в нашем богослужении эти два дня — Лазарева суббота и Вербное воскресенье — следуют друг за другом, если мы посмотрим Евангельский текст, то увидим, что между ними было около месяца. Но, тем не менее, именно воскресение Лазаря послужило причиной принятия окончательного решения об убийстве Христа Спасителя.

Завтра во время чтения Евангелия на Литургии мы услышим, что первосвященники мыслили примерно так: «Если сейчас мы не убьем Лазаря и воскресившего его Христа, то народ пойдет за Ним, поднимет восстание, и тогда исчезнет наш язык. Так мыслили религиозные лидеры Израиля, а на тот момент это были саддукеи. Конечно, крайне сложно говорить о том, какие политические процессы были почти две тысячи лет назад в другом государстве, тем более что даже современная политическая ситуация в родной стране нам не совсем понятна.

Нам известно, что в тот момент было несколько религиозных партий в Израиле. Саддукеи являлись первенствующей партией власти. Все первосвященники, архиереи — саддукеи по своему мировоззрению. Для саддукеев было характерно непринятие всех книг Ветхого Завета, кроме Пятикнижия Моисея. Они не принимали также никакие комментарии и как следствие — не верили в воскресение мертвых, в отличие от фарисеев, которые, как ни странно, были ближе ко Христу, чем саддукеи. Саддукеи — это что-то почти нерелигиозное. Мне думается, что их решение убить Христа — одно из множества следствий неверия в воскресение мертвых, потому что если нет вечной жизни, то все дозволено.

Мы все понимаем, что при таком подходе жизнь становится предельно короткой и понятной. Именно по этой причине они и действовали так, как действовали: саддукеям нужно было обеспечить безопасность своего народа, потому что если бы за Христом, как за Царем Израильским, пошли люди, то это означало бы восстание и принятие жестких мер со стороны римской власти. Они этого допустить не хотели, то есть, в общем-то, у них были благие мотивы. Но эти благие мотивы основывались не на том фундаменте и впоследствии привели к величайшему злу в истории человечества. Более того, их действия не помогли спасти Израиль и сам народ, потому что через сорок лет Иудея была уничтожена римлянами.

Мне думается, что сегодняшний праздник и причины, побудившие саддукеев к этому страшному действию, помимо экскурса в параллельную с евангельской историю, говорят еще очень многое о важности и правильности нашей веры. Ведь если мы посмотрим на Символ веры и зададим самим себе вопросы, то зачастую не сможем на них ответить, затруднимся разъяснить значение некоторых словосочетаний или же суть понятий. Мы привыкли читать Символ веры, но если начнем его разбирать, то столкнемся со множеством непонятного, такого, о чем мы даже никогда не думали. С другой стороны, не всё мы принимаем одинаково в евангельском тексте и вероучении Церкви. Я не буду приводить примеры, потому что, вероятно, у каждого будут свои любимые и нелюбимые места.

Мы, конечно, произносим и соглашаемся, но сердцем не принимаем, а если мы не принимаем сердцем какие-то положения вероучения, то рано или поздно это приведет к искажению нравственности и тем или иным, большим или малым, преступлениям. По этой причине нам надо крайне внимательно относиться к тому, во что мы веруем, пытаться объяснить самим себе то, что не понятно. А если мы не находим объяснений, то задавать вопросы, искать, спрашивать. У нас нет того, что мы не могли бы объяснить. Конечно, это обоюдный процесс, соработничество разума и веры. Нужно понимать, что в духовной жизни знания и вера идут рука об руку, а значит, мы не должны пренебрегать ни учением, ни молитвой. Тогда у нас с вами все будет так, как должно быть, так, как замыслил Господь. Дай Бог, чтобы мы с вами никогда не становились инертными в нашем сознании и в нашем сердце!