В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Горицком женском монастыре

27 августа 2021 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Успенском Горицком женском монастыре.

К празднику Успения Пресвятой Богородицы за помощь в восстановлении Горицкого архиерейского монастырского подворья медалей Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени были удостоены: Константин Николаевич Арзамасцев, Лидия Серафимовна Богданова, Марина Леонидовна Гагарина. Архиерейские грамоты были вручены Руслану Васильевичу Козлову, Сергею Руслановичу Козлову, Ирине Ивановне Теплицкой. Благодарственные письма были вручены Зинаиде Сергеевне Захаровой, Евгению Николаевичу Теплову, Виктору Игоревичу Хренкову.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— С Праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы сердечно вас поздравляю!

Самая большая проблема, из тех, что переживает любой человек, — это проблема смерти. Конечно, когда я использую слово «проблема», то необходимо сделать оговорку: как проблема смерть предстает лишь для носителей нерелигиозного сознания, тогда как мы — христиане — смотрим на этот вопрос иначе, мы понимаем, что для человека после грехопадения — смерть оказывается не проклятием, а милостью Божией, ведь она полагает предел жизни тела, но не жизни души, а тело способно доставить очень много неприятностей любому человеку.

Тем не менее, смерть нельзя назвать естественным процессом, мы осознаем её как нечто привнесённое, как то, чего не должно быть, именно по этой причине наше сознание сопротивляется ей всеми силами. Здесь уже неважно о ком идёт речь: о христианах или же о людях вовсе не верующих. Вслед за сопротивлением идут попытки устранить смерть, или, как минимум, насколько можно дольше продлить телесную жизнь. Светское нерелигиозное общество идёт по пути использования накопленных знаний и технологий для преодоления смертности, а христиане ищут ответы в Священном Писании, в словах Господа нашего Иисуса Христа. Господь же сказал, что «всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 26). То есть не нужно никаких технологий, не нужно никакого трансгуманизма, достаточно веры во Христа, ведь она способна преодолеть смерть. Но вместе с этим мы знаем, что жизнь в теле равным образом заканчивается что для неверующих, что для верующих. Мы смотрим на себя в зеркало и понимаем, что каждый из нас ежедневно, час за часом приближается к той черте, которая отделяет тленную жизнь от вечности. И возникают вопросы. Как нам понимать слова Христа? Как нам их исполнить? Кто является примером любви ко Христу? Кто является примером бессмертия?

Для верующего человека ответ очевиден: идеальным примером является Та, чьё Успение мы сегодня празднуем. Да, это именно идеал, потому что в абсолютном смысле он недостижим, к нему можно лишь в той или иной степени приблизится. Успение Пресвятой Богородицы — это как раз разговор о любви ко Христу, разговор о том бессмертии, которое Господь даёт любящим Его. Но что есть любовь?

Те, у кого есть маленькие дети прекрасно знают, что ребёнок позволяет человеку выйти за пределы самого себя. Каждый человек для себя самого является центром вселенной, а другие — не более чем декорации, которые появляются в нашей жизни. Чаще всего мы не способны посмотреть на мир глазами другого человека и не пытаемся поставить другого в центр мира. Но когда появляется маленький ребёнок, то мать становится на место этого маленького ребёнка: его жизнь, его интересы, его видение мира становятся для неё более приоритетными, чем собственные. И Божия Матерь не могла так не относится к собственному Сыну.

Но вместе с тем мы знаем, что потом дети вырастают, и всё меняется. У матерей возвращается собственное «я». И очень часто, к сожалению, матери это своё собственное «я» очень сильно проявляют в жизни своих детей. Но не так было с Божией Матерью, центром Её мира навсегда остался Её Сын.

На страницах Евангелия Она фактически молчит, из предания Церкви мы знаем, что Она говорила, но говорила очень мало. У нас нет таких томов, которые остались, например, от апостола Павла или других христианских авторов апостольской эпохи. Нет Её слов, есть только передача кем-то услышанных. Она Себя всячески устраняет, потому что есть Тот, Кого Она любит и Чьими глазами смотрит на мир.

Это и есть проявление любви. Когда мы пытаемся видеть глазами другого, в данном случае глазами Бога. Когда Бог становится для нас центром нашего мира, тогда мы можем сказать, что мы Его любим. Чем больше мы себя умаляем, тем больше степень любви. Чем меньше нас заметно рядом с Ним, тем больше степень любви. В конечном же итоге такое отношение к Богу является залогом вечной жизни.

Я очень надеюсь, что молитвами Наисмиреннейшей Пресвятой Пречистой Божией Матери мы с вами не умрём, но наследуем жизнь вечную со Христом — Спасителем нашим и Богом.