27 августа 2020 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Горицком женском монастыре.

К празднику Успения Пресвятой Богородицы за помощь в восстановлении Горицкого архиерейского монастырского подворья медалей Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени были удостоены Борис Васильевич Фролов, Нина Викторовна Фомина. Архиерейские грамоты были вручены Лидие Серафимовне Богдановой, Марине Леонидовне Гагариной, Лидие Александровне Глибиной. Благодарственные письма были вручены Руслану Васильевичу Козлову, Сергею Руслановичу Козлову.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Сегодня за богослужением мы с вами слышали два канона в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Первый из этих канонов написан преподобным Космой Маюмским, а второй — преподобным Иоанном Дамаскиным. Первый канон составлен в форме акростиха, то есть первые буквы греческого оригинала складываются в осмысленную фразу, в случае с этим каноном они составляют два воззвания: «Да торжествуют богомудрии» и «Да совершают торжество богомыслящие».

Собственно, к этому и призывает составленный преподобным Космой канон. Вопрос лишь в том, кого понимать под «богомудрыми» и под «богомыслящими». Вообще, конечно, ответ не составляет особой сложности: это те, кто умеет оценивать все явления временной жизни через призму вечности, через Евангелие. Но такой ответ слишком общий, для более детального понимания смысла этих слов стоит обратиться к самому канону.

Вот, к примеру, один из тропарей первой песни канона в русском переводе: «Ты, Чистая, получила почести победы над природою, родивши Бога; однако, подражая Творцу Своему и Сыну, Ты сверх природы подчиняешься законам природы; посему и умерши восстаешь для вечной жизни с Сыном».

Из этого тропаря мы узнаем, что Пресвятая Богородица Своими смирением и чистотой победила законы природы, Она родила Воплощенного Бога без мужа и осталась Девой. Из этого можно сделать первый вывод: чистота и смирение способны победить те законы, которые стали довлеть над всеми нами вследствие грехопадения. Этот путь — путь богомудрых и богомыслящих, тогда как все прочие пути борьбы с законами природы — пути мирские и потому тупиковые. Никакие повороты рек, никакие технологические достижения и никакой человеческий гений не способны изменить наше естество, но только чистота и смирение.

Далее преподобный Косма в своём каноне говорит о подражании Пресвятой Владычицы Её Сыну. Она, так же, как и Он, могла не подчиняться природе, но подчинилась ей. А ранее, вскоре после Христова Рождества, Она подчинилась и обрядовым законам: после рождения Ею Сына Она соблюла закон об очищении и принесла положенную храмовую жертву. Могла не делать, но сделала. Абсолютно во всем Пречистая поступала таким образом: Она не пользовалась какими-либо привилегиями и не искала обходных путей, Она не пользовалась Своими правами, а предпочитала идти по тому же пути, по которому идёт всякий человек. Такое поведение — тоже богомудрие и богомыслие. Как и само по себе подражание Воплощенному Богу в Его смирении и самоумалении — проявления все тех же свойств совершенного человека.

Итог такой жизни описан всё в том же тропаре первой песни канона преподобного Космы: Пресвятая восстала для жизни вечной с Её Сыном. Таков итог пути всякого богомудрого и богомыслящего. Но сначала чистота и смирение во всём и всегда, уступки там, где, как кажется, нельзя уступать, если, конечно, это не противоречит евангельской нравственности. А после — восстание для Христова Царства.

Дай нам всем Бог помнить об этом. Помнить, что только богомудрые и богомыслящие, только такие, какой была Пресвятая Владычица наша Богородица восстанут для Царства Христова.