20 сентября 2020 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в храме Сорока Севастийских мучеников.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сестры!

Знаю, что вы люди сознательные, церковные, вы прекрасно осведомлены о событии, которое мы сегодня вспоминаем: о рождении от Анны, жены Иоакима, Марии, которую мы знаем как Пресвятую Владычицу нашу Богородицу.

Об этом событии мы ничего не можем прочитать в Евангелии. Есть источник, который говорит о Рождестве Божией Матери, а потом о Введении Её во храм, частично о Благовещении, — это апокрифическое протоевангелие Иакова. Оно не входит в канон Нового Завета, но не посредственно к нему примыкает. Почему не входит в канон? Потому что древние учителя Церкви не сочли его полностью достоверным. При этом то, что касается Рождества Божией Матери и дальнейших событий, тех, которые вошли в наш календарь как соответствующие праздники, вошли в нашу гимнографию, древние отцы принимали как достоверное и, следовательно, так их воспринимает и Церковь. Протоевангелие Иакова — это попытка задокументировать свидетельства очевидцев и устное церковное предание. Мы принимаем это предание и по этой причине совершаем эти празднования, а какие-то элементы протоевангелия Иакова вошли в богослужение как стихиры и каноны.

Мы празднуем Рождество Божией Матери, но при этом делаем особый акцент на Её родителях — Иоакиме и Анне. Даже в величании праздника поется, что мы «чтим Её родителей». Этот факт нас заставляет задуматься о том, что значит быть родителями, как относиться к детям, к воспитанию. Большинство из вас родители и эти вопросы очень серьёзные, особенно в наше время.

Мы видим, что у Иоакима и Анны всё началось с молитвы, это некая база — была горячая молитва, и согласно протоевангелию Иакова, до вести о зачатии Пресвятой Богородицы Иоаким 40 дней и 40 ночей молился в пустыне. То есть всё начинается с молитвы, с внутреннего стремления посвятить ребёнка Богу. Дальше в этом же источнике говорится о том, что родители хотели отдать Божию Матерь в храм ещё тогда, когда ей было два года, но она была слишком маленькая, поэтому было принято решение подождать ещё один год. И в три года Она была приведена в храм.

Люди пожилые, ребёнок долгожданный, вымоленный. Я предполагаю, что к долгожданному, единственному ребёнку особое отношение, расстаться с ним не так просто, и выполнить обет тоже не так просто. Такой ребёнок будет в центре внимания, его будут баловать и меньше всего с ним захотят расстаться. Но тем не менее Иоаким и Анна это делают.

Это очень важное свидетельство того, что детей мы должны растить не для себя. Не пытаться в них реализовать свои педагогические методики. Не должны растить для тщеславия, чтобы потом кто-то похвалил нас, сказав, какой у тебя умный мальчик или девочка.

Растить для Бога — это очень сложно, а в нашу эпоху ещё сложнее. Сегодня существует очень много педагогических теорий. С разных сторон разные люди по-разному говорят как относиться к воспитанию, как воспитывать детей того или иного возраста. К сожалению, сегодня не обязательно быть профильным специалистом и иметь педагогическое образование, достаточно иметь доступ к интернету и уметь убедительно изъясняться. Можно писать в интернете на эти темы, и через какое-то время прослыть специалистом, — к тебе будут обращаться за консультациями. Потом можно издать книгу, в которой будет оригинальная и убедительная педагогическая теория.

Но проблема в том, что любая из современных теорий не проверена временем. Мы не знаем, что будет с людьми, если несколько поколений воспитывать таким образом. И никто ответственности за это нести не может. Если сегодня, например, некий молодой отец поверит какой-то теории, людям, которые красиво об этом говорят, начнёт воспитывать так, как ему предлагают, то кто будет отвечать за то, что случиться через два поколения, за тех людей, которые так воспитаны? Никто.

Но есть при этом традиционные методики воспитания детей, те методики, о которых сказано ещё в Ветхом Завете, которые сложились в традиционных обществах. Мы знаем, что сегодня традиционное общество разрушается всеми силами, традиционная семья находится в глубоком кризисе, подвергается со всех сторон нападкам. И естественно, что нам — современным людям — очень сложно из-за этого.

Поэтому сегодня Церковь нам предлагает молиться Иоакиму и Анне. Потому что они прошли этот путь достойно, они воспитали в традиции, правильно воспитали свою дочь. Она стала «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», — выше Её нет никого. В этом заслуга, в том числе и Её родителей, это не какая-то данность, это в том числе их воспитание, их вера.

Я очень надеюсь, что мы услышим церковный призыв и будем особо вспоминать Иоакима и Анну тогда, когда вопрос касается детей, их воспитания, молитвы о детях.