6 января 2021 года, в канун праздника Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— В одном из тропарей первой песни первого канона Рождества Христова есть такие слова «Творец, видя гибель человека, которого создал руками, приклонив небеса нисходит». Сегодня мы вспоминаем именно это событие — схождение Бога к людям.

Эти краткие слова богослужебного песнопения выражают суть благовестия Нового Завета — Бог сошёл по причине гибели человека, сошёл для того, чтобы спасти человека от гибели.

Природа гибели известна любому сознательному христианину: вместе с непослушанием Богу в жизнь человека вошёл грех, вошёл как довлеющая сила. Никто из нас не способен своими силами сопротивляться греху. Как следствие, мы погибаем, причём погибаем в прямом смысле. Думаю, что у каждого есть примеры, когда грех заводит в тупик, из которого, как кажется, нет выхода. В пределе грех приводит к невозможности жить. Мне рассказывали о человеке, который покончил жизнь самоубийством по единственной причине: он говорил, что у него больше нет сил терпеть себя. И, к сожалению, не нашлось того, кто указал бы ему на храм…

Невозможно представить, чтобы Адам и Ева, зная о последствиях взаимодействия с врагом рода человеческого, решились бы последовать его совету. Невозможно представить, что человек сознательно выбрал бы путь, который в конечном итоге приводит его к невозможности терпеть себя. Грех не выбирают, он сам себя навязывает. А каждый из нас слаб, и потому идёт вслед этому зову. Так происходило, и так происходит. Диавол никому не предоставляет выбора. Наше падшее естество — тоже.

Именно поэтому нам нужен Христос. Он — Тот, Кто может спасти от увязания в грехе, Он — Тот, Кто даёт свободу. Он исцеляет и исправляет, но Он никогда не довлеет над человеком.

Многим кажется это странным. Почему Бог не так убедителен, как Его противник? Почему Он не использует те же самые методы привлечения к Себе? Почему, если христианство истинно, то у него так мало последователей? Не тех, кто когда-то был крещён, а тех, кто живёт так, как подобает жить христианину? Почему люди вне Церкви живут вполне неплохо и далеко не все из них доходят до отчаяния? И самый важный вопрос: зачем вообще всё это — христианская жизнь — нужно?

Ответ на все эти вопросы и прост, и сложен одновременно. Всё дело в свободе, в том, что Бог ни при каких условиях не вторгается в область свободы высшего из Своих творений. Он не идет по пути манипуляций и мелкого жульничества так, как это делает Его противник. Манипуляции, недомолвки, обман — признак слабости, это те методы, которые идут в дело тогда, когда нет никакой иной возможности привлечь на свою сторону и заставить делать то, что хочется заставить делать. Но Божия истина прекрасна сама по себе, она не нуждается в жульнических методах её распространения. У Бога всё просто: «прииди и виждь» (Ин. 1, 46).

Мы пришли, и мы видим: Бог сходит к человеку с тем, чтобы быть с нами всегда и во всём, чтобы прожить нашу жизнь вместе с нами, Он с нами в глубине нашего отчаяния и нашей боли, Он с нами до конца, Он не отворачивается от нас, Он не заигрывает с нами и не лукавит. Он — истинный, Он — настоящий. А потому: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!».

Постараемся помнить об этом и «будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10, 23).