21 мая 2019 года, в канун праздника перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском соборе города Мышкина.

По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим:

— Дорогие друзья, с праздником! Я думаю, все присутствующие прекрасно знают, что этому храму завтра исполняется 250 лет, а это — четверть тысячелетия. Я вас поздравляю с этим событием, и, в первую очередь, настоятеля, отца Сергия. Надеюсь, что Господь даст вам и мудрости, и сил, и помощников добрых для окончания реставрации храма, чтобы он воссиял лучше, нежели в первозданном виде. Знаю, что Бог рано или поздно, пусть через какие-то неровности, обязательно поможет довести эти труды до конца.

Мне хотелось бы сказать несколько слов о святителе Николае, благодаря которому мы с вами здесь сегодня собрались. Есть одна замечательная мысль о том, что история бывает разной. Она может быть как живой, так и мертвой. Мы все учили историю в школе, кто-то продолжил ее изучение в ВУЗе, но спрашивается, что мы из этой истории помним, и что это нам дает? Можно прекрасно знать жизнь, к примеру, Александра Македонского или кого-то еще более древнего, и что? Можно прочитать толстенные книжки, и что? Да ничего!

Мы почти ничего не знаем о святителе Николае Мирликийском Чудотворце. Он известен нам из предания, а предание — живая память Церкви. Святитель Николай не нуждается в том, чтобы мы о нем читали бесконечные исследовательские труды, потому что он здесь и сейчас с нами, как любой другой святой. Он — пример живой истории, в отличие от истории мертвой.

Что его сделало живым? Почему он так участвует в нашей жизни? Почему мы не чувствуем этой пропасти в 1 700 лет между нашей жизнью и его жизнью? Почему он откликается и помогает?

Об этом говорит тропарь на его преставление, где святителя Николая величают «правилом веры» и «образом кротости». Эти слова привлекают наше внимание. Очень интересно словосочетание «образ кротости». Слово «кротость» этимологически близко к слову «короткий». Я прочел недавно у одного толкователя, что кроткий тот человек, который сознательно себя укорачивает. У нас всех есть желание быть выше, выше и выше. Мы все чувствуем себя чего-то достойными. Не может человек насытиться ничем. Ему никогда не будет много. Ему всегда будет мало, ему всегда будет казаться, что ему мало чести, всегда будет не хватать денег, всегда будет не хватать всеобщего признания, славы и так далее. Это то, что пожирает человека, заставляет желать все большего и большего. Поэтому кроткий тот человек, который себя в самом зародыше начинает ограничивать. Ограничивает и «укорачивает» себя не потому, что боится реакции людей или чего-то еще, а потому что у него перед глазами стоит Образ Кроткого Бога, Воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа, Который снизшел даже до смерти и погребения. Только такой человек может стать «правилом веры»: стать вместилищем правильной, догматически точной и корректной веры. Стать таким, каким был святитель Николай. Он — один из немногих, которые в полной мере осуществили идеал кротости, и через это обрели полноту веры — правильной, христианской, православной.

Я очень надеюсь, что по его молитвам, на вашем приходе, у ваших, отец Сергий, чад, и, в первую очередь, у вас самого, будет правильная вера. Не будет стремления выпячивать самого себя в какой бы то ни было ситуации, не будет того смирения, которое «паче гордости», а будут кротость перед образом Господа Иисуса Христа и любовь к Нему. Этого я вам всем и, конечно, себе, сердечно желаю. Пусть святитель Николай хранит вас, ваши семьи, помогает вам во всем, а вы, в свою очередь, откликайтесь, живите жизнью, схожей с его жизнью, такой же милосердной и такой же кроткой. Дай нам всем это Господь. Христос Воскресе!