3 июля 2021 года, в канун Недели 2-й по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, с воскресным днём и с днём памяти всех святых, в земле Русской просиявших!

Сегодня наша Церковь своими богослужебными песнопениями прославляет всех русских святых, которые не в переносном, а в самом прямом смысле являются нашими предками. Мы стараемся изучать их жития, мы обращаемся к ним в молитве, и в хорошем смысле гордимся ими. Вполне естественно, что мы осознаем самих себя их потомками и наследниками, ощущаем, что по их молитвам Господь хранит нас и нашу землю. Всё это так, всё это прекрасно и справедливо. Но есть и опасность, которая способна очень сильно навредить духовной жизни в том случае, если не обратить на неё внимание и не попытаться её избежать.

Из Евангелия мы знаем, что те иудеи, которые спорили с Господом Иисусом Христом, считали себя потомками праотца Авраама, это было для них предметом гордости и служило фундаментом для осознания собственной исключительности. Довольно часто они использовали в полемике со Спасителем аргумент происхождения от Авраама, к примеру, в 8-й главе Евангелия от Иоанна есть такие слова неверующих во Христа иудеев: «Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» (Ин. 8, 33). Думаю, все помнят Христов ответ: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин. 8, 39). Позже апостол Павел разовьёт эти мысли и докажет, что дети Авраама — это не те, кто произошёл от него по плоти, а те, кто имеет авраамовы духовные свойства, что истинное родство определяется не плотским, а духовным сходством. Нас, как и древних иудеев, подстерегает опасность стать духовно слепыми из-за радости о своих святых предках. Но, если следовать евангельской логике, истинный потомок — потомок по духу. Так являемся ли мы потомками русских святых?

Митрополит Антоний (Блум) в своё время сделал прекрасную попытку определить характерные черты русской святости. Он выделил три основных признака русской святости: бесконечное терпение в подражание терпению Божию, осознание величия Христовой униженности и проявление святости через любовь.

Если вдуматься, то правота владыки Антония кажется очевидной. Действительно, наши святые удивительно терпеливы, многие русские преподобные в течение десятилетий претерпевали совершенно нечеловеческие условия жизни, а новомученики и исповедники выносили страдания за Христа, что, конечно же, невозможно, если не стяжать добродетель терпения. Прав владыка Антоний и в том, что русская святость всегда видела своим идеалом не Христа во славе, а Христа Страдающего, Христа, Который пришел не судить, а спасти мир. В нашем народе до сих пор нищета осознается как признак духовного человека, но если наши предки распространяли требование нищеты лишь на себя самих, то сегодня оно направлено вовне, и почти никогда на себя. Прав владыка и по третьему пункту: русские святые никогда не стремились к человеческой справедливости, их идеалом было милосердие.

Сегодня очень удачный день, чтобы задать самим себе вопрос: в какой степени мы унаследовали черты духа русских святых? И унаследовали ли? Эти вопросы очень личные, ведь святость — это про конкретного человека, а не про общество, да и Сам Господь наш Иисус Христос обращается к каждому из нас индивидуально, от сердца к сердцу.

Поэтому давайте мы с вами попытаемся сопоставить себя и русскую святость, попытаемся честно ответить на вопрос о том, являемся ли мы духовными наследниками наших святых предков, а получив ответ, подумаем о должном содержании молитв ко всем святым, в земле Русской просиявшим.