7 марта 2020 года, в канун Недели Торжества Православия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Любому внимательному воцерковленному человеку на собственном опыте известно, что переход из жизни временной в жизнь вечную не устраняет личность. В храме мы окружены иконописными изображениями тех, кто уже осуществил этот переход. А изображения эти имеют вовсе не мемориальный характер. Это лики святых и, что особенно важно, живых людей. Мы к ним обращаемся точно также, как обращаемся к живым. Мы имеем опыт общения с ними как с живыми. А обращаемся мы к ним по одной простой причине: у них больше фактических возможностей, чем у нас. И помогая, они ничего не требуют взамен. Им абсолютно неинтересно то, что может дать видимый мир, то, что мы, как часть этого мира, способны дать. Но при этом они готовы помогать и помогают нам даже в самых мелких бытовых нуждах. Все это мы знаем из опыта. Как из своего личного, так и из опыта всей Церкви.

Тем удивительные слышать слова апостолов, которые они обратили к еще неузнанному ими Воскресшему Христу на пути в Эммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Они надеялись, но Его казнили и потому у них не осталось надежды. В этом легко увидеть отличие христианского образа мысли, сформированного верой в воскресение и опыт приобщения Христову Воскресению, в том числе и через помощь святых, от образа мысли людей Ветхого Завета, таких, какими были в то время Лука и Клеопа. Они мыслили, что если нет человека, то нет и надежды на его участие в каких-либо делах этого мира. Это тоже не было заученной формулой. До Христова Воскресения именно так и получалось: со смертью человека умирала не только перспектива его участия в земных делах, умирала и надежда. Да, люди Ветхого Завета почитали праведников, таких, какими были праотцы, они почитали пророков, но почитание это существенным образом отличалось от нашего почитания святых: святые здесь и с нами, они нам помогают, они нас поддерживают, их присутствие в нашей жизни абсолютно реально. Праведников же Ветхого Завета просто помнили. Ориентировались на их слова. Старались выполнить их наставления. Но живого общения с ними не было.

Это рядовое евангельское чтение на утрене совпало с Неделей Торжества православия, которая, как мы знаем, связана с победой иконопочитания. Собственно, иконопочитание стало возможно именно благодаря Христову Воскресению и Его Сошествию во ад: изображения святых — это не изображения идолов и не какие-то памятные изображения, это выражение опыта Церкви, опыта который свидетельствует о единстве всех христиан, вне зависимости от того в теле ли они еще или уже вне тела.

Дай нам Бог это помнить. Помнить, и никогда не отчаиваться. Ведь у нас есть те, кто всегда рядом, те, кто всегда придет на помощь. Те, кто утешит и поймет, но не потребует ничего взамен. Впрочем, одно требование все же есть: это требование не скрывать то сокровище, которые мы имеем, а делиться им со всеми теми, кто пока что находится вне опыта общения со святыми.