2 мая 2020 года, в канун Недели 3‑й по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Христос воскресе!

Когда мы имеем дело с древними книгами, то нам надо приготовиться к самым разным неожиданностям. Евангелие от Марка не является здесь исключением. В частности, того отрывка, который мы сегодня слышали, нет в самых древних рукописях этого Евангелия, все они оканчиваются 8‑м стихом 16‑й главы: «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись».

То, что мы знаем как окончание Евангелия от Марка, — это так называемая «средняя концовка», она не принадлежит перу апостола и евангелиста Марка, но она принадлежит авторству Церкви и представляет из себя краткую компиляцию из аналогичных мест трех других Евангелий. Но есть в «средней концовке» и нечто такое, чего нет ни водном из других Евангелий, это 17‑й и 18‑й стихи: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Несмотря на то, что схожих фраз нет в других Евангелиях, эти стихи представляют своего рода резюме к ним и наилучшим образом говорят о задачах Церкви: это проповедь, и это исцеление. Источник же и успешной проповеди, и исцеления — Господне содействие, Его сила и Его власть. Всё это в полной мере дано Церкви. Но здесь надо помнить, что мы имеем дело с языком Священного Писания, то есть с языком образным. Именно так и стоит относиться к этим словам, ошибкой будет думать, что вливание в себя чего-то смертоносного равно проявлению веры, ошибка полагать, что верующий во Христа человек может быть абсолютно уверен в том, что с ним ничего дурного не может произойти. Мы знаем из истории Церкви случаи, когда именно так и должны были поступать христиане, должны были брать в руки змей или же пить яд, но каждый раз эти действия были продиктованы внешними факторами, они представляют из себя исключительные проявления веры, необходимые для широкого свидетельства о Христе Воскресшем.

Уже древние толкователи видели в этих евангельских словах некую аллегорию. К примеру, блаженный Августин под всеми опасными вещами понимал еретические книги, которые христиане могут читать и даже сохранять прочитанное в памяти, но при этом они не повредятся духовно и не пойдут вслед этим еретическим учениям. А святитель Григорий Двоеслов видел здесь указание на злобу, которую христиане могут побеждать своими словами и своими добрыми делами, но при этом сами они не повреждаются от соприкосновения со злом.

В самом деле, змеи и все другие опасности внешнего мира, не так страшны, как уклонение от православного христианского учения и не так опасны, как проявление зла в мире. Церковь Христовой силой сохраняет в себе истину, передает её из поколения в поколение, она борется со всеми проявлениями зла. Благодаря Евангелию мы знаем, что этот процесс никогда не прекратится, и что он будет протекать во все века до Второго Славного Пришествия Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.