26 декабря 2020 года, в канун Недели 29-й по Пятидесятнице, святых праотец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём, с Неделей праотец!

Вся наша церковная жизнь основывается на вере. Что такое вера? Есть много определений этому понятию, есть догматические определения, есть Символ Веры, который Церковь сформулировала, есть евангельские упоминания веры. Например, когда Спаситель исцеляет кровоточивую женщину, Он ей говорит: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8, 48). Когда из десяти исцелённых прокаженных, один возвращается ко Христу, то Господь говорит ему: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 19). Когда слепой Вартимей обращается к Спасителю, и Тот возвращает ему зрение, то мы снова слышим: «Иди, вера твоя спасла тебя» (Мк. 10, 52).

Ни слепец, ни кровоточивая женщина, ни прокажённый не знали Символа Вера, не знали тех догматических определений, которые знаем мы. Что же подразумевается под верой в евангельском контексте? В Евангелии не только эти три перечисленные эпизода говорят о вере, их значительно больше. Каждый из таких эпизодов строится по одинаковой схеме, исключение женщина, которая молча подходит ко Христу и касается края Его одежды. И прокажённый, и Вартимей просят. Вартимей называет Иисуса Сыном Давидовым. Для нас это привычная формулировка, а для человека внешнего, не знакомого с евангельским контекстом — нет.

Сын Давидов — это наименование Мессии, о Котором прекрасно знали люди Древнего Израиля. Идёт это определение из Второй книги Царств, где пророк Нафан по внушению Господа говорит слова Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдёт из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар. 7, 12-16). Для всех было очевидно, что это не вполне обычное царство. У любого царства есть конец, каким бы долгим оно не было. Соответственно, на языке Библии, которым прекрасно владел Израиль, это являлось одним из наименований Мессии.

Вартимей, в первую очередь, исповедует Христа Мессией, Тем, кто создаст это царство — Царство Небесное. Во-вторых, Вартимей и другие люди, которые обращались со своими просьбами ко Христу, верят во всемогущество Мессии. Он — Источник всякого блага, Он — Источник жизни, Он всесилен, Он может абсолютно всё. И третье, — эти люди пытались исцелиться иными способами. Женщина «страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена» (Лк. 8, 43). Каждый из этих людей мог бы смириться с тем состоянием, в котором находится, и жить так, как живут, медленно умирая. Но у них была надежда, которую, как показывает Евангелие, они возлагали только на Бога.

Получается, что в их вере есть три основных составляющие: вера в Иисуса из Назарета, как в Мессию; вера в Его всемогущество; надежда на Бога. На этом строится та спасительная вера, о которой неоднократно говорит Христос в Евангелии. Всё остальное — уточнение, описание веры.

Я желаю вам этих базовых составляющих веры никогда не терять! Спаси вас всех Господь.