2 января 2021 года, в канун Недели 30-й по Пятидесятнице, святых отец, и дня памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Сегодня не только воскресный день, который посвящён воспоминанию святых отец, то есть тех, кто был непосредственным предком Христа Спасителя по плоти, сегодня ещё и день преставления святители Петра, митрополита Московского.

Все вы прекрасно знаете, что этому святому посвящён один из храмов комплекса нашего кафедрального собора. Знаете также, что этот храм — древний, что он был построен во времена царя Иоанна Грозного. Само по себе существование нашей церкви Петра митрополита говорит о том, что святитель Пётр был почитаем царём, легко понять и то, что послужило причиной особого внимания и любви к святителю — при нём кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву, и он же пророчески предсказал будущее возвышение нашей столицы. Поэтому любовь к нему со стороны государственных деятелей вполне предсказуема и оправдана. Но, конечно, славен святитель Пётр не только своими делами по устроению Церкви и заслугами перед Отечеством. Это вторично, это лишь следствие его христианской жизни.

С нашим городом святителя Петра связывает не самое, скажем так, приятное событие в его жизни. Здесь, в Переславле-Залесском, состоялся суд над митрополитом Петром. Причиной послужила кляуза на святого, которая была направлена в адрес Константинопольского патриарха Афанасия Тверским епископом Андреем. О содержании этой кляузы можно лишь догадываться, впрочем, возможно, что существуют исторические источники, которые говорят и о сути поклёпа, но мне они, к сожалению, пока что не известны.

Патриарх не стал принимать каких-либо решений без проведения следственных действий, и направил в Россию своих представителей для того, чтобы они разобрались со всем на месте. Был созван весьма представительный собор, он проходил в Переславле, на нём были архиереи, князья, наиболее авторитетные священники и игумены. Исторические свидетельства едины: святитель Пётр не стал как-либо препятствовать работе суда, он не выстраивал какую-либо линию защиты, а принял всё так, как и подобает христианину — с глубоким смирением. Сохранились его слова, в которых он говорит, что он ничем не лучше пророка Ионы, и «если из-за меня такое волнение, то извергните меня из среды себя». Суд внимательно исследовал все материалы, провёл опрос свидетелей и пришёл к выводу, что направленный патриарху поклёп не имеет под собой оснований. Более того, суду удалось установить и автора кляузы — епископа Тверского Андрея.

Согласно церковным правилам, тот, кто обвиняет клирика в чём-либо в том случае, если это обвинение ложно, должен сам подвергнуться тому наказанию, которое предполагает вина преступления. Епископ Андрей должен был быть наказан, но за него заступился святитель Пётр, он сказал, что епископ Андрей не виноват, а виноват «древний завистник рода человеческого, диавол». После чего святитель дал прощение своему обидчику, сказав, чтобы впредь епископ Андрей берегся лжи.

Мне кажется, что это очень важный эпизод в жизни святителя Петра. Более того, он очень актуален. Мне, как правящему архиерею, довольно часто приходится разбирать те или иные жалобы. Но не было ещё ни одного случая, чтобы, проводя исследование существа вопроса и обращаясь к тому, в чей адрес поступило обвинение, я не услышал возмущения, попыток оправдаться и ответных обвинений. Более того, у меня есть ощущение, что если будут жалобы на меня, то я поступлю точно также: буду возмущаться, оправдываться и обвинять. Это показывает насколько мы далеки от веры святителя Петра и насколько нуждаемся в его молитвах, в его наставлениях, в его примере и в его покровительстве.

Дай Бог, чтобы молитвами святителя Петра, который здесь — в Переславле — показал такой пример христианского устроения души, мы с вами стали хотя бы в малой степени подобны ему.