14 марта 2020 года, в канун 2-й Недели Великого поста, святителя Григория Паламы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Господь Иисус Христос перед Своим Вознесением дал апостолом четкую инструкцию: находиться в Иерусалиме и никуда не уходить «доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49). Сила свыше, как мы знаем из дальнейшего повествования апостола и евангелиста Луки — из книги Деяний святых апостолов, — была дана Христовым ученикам через 10 дней после вознесения. На них сошел Дух Святой и после этого они отправились на проповедь Евангелия. Конечно, не на проповедь книги или книг, а на проповедь Христова Царства и новых отношений Бога и человека.

Они всюду и всем говорили о том, что пришел долгожданный Помазанник, что Бог стал человеком, победил грех и смерть в Самом Себе и что Он дал возможность каждому сделать то же самое. Его Пришествие устранило последствия грехопадения прародителей. Он стал Новым Адамом.

Именно для такой деятельности апостолам и была дана сила свыше в виде сошествия на них Духа Святого. В разной мере, но точно такая же сила дана каждому христианину. Так учит Церковь. Так мы веруем. Но что было бы, если бы апостолы дождались сошествия Духа, получили силу и… остались сидеть там, где они были до этого? Или же вернулись к своим прежним занятиям? Помогла ли им данная Богом сила в их повседневных обывательских нуждах? Любому человеку, который хотя бы поверхностно знаком с книгами Нового Завета известен ответ: нет. А было ли какое-то принуждение со стороны сошедшего на них Святого Духа? Шли ли они на дело проповеди повинуясь исключительно Духу? Ответ тоже известен: нет. Это был их свободный выбор, а вызван он был стремлением исполнить волю Учителя, Которого они любили и слово Которого для них было непреложно.

Примечательно, что сила Божия, которую получили апостолы, никак не помогала им в повседневных нуждах: они все так же болели, их били, в конечном итоге почти всех из них убили. У них почти не было личных вещей, зачастую они нуждались и испытывали голод. Вообще, их жизнь была полна самых разных сложностей и проблем. Но они сами избрали такую жизнь, никакого понуждения не было. А сила Божия помогала им лишь в деле проповеди Христа, но никак не в их личных делах. Сила Божия действовала только в той области, которая касается проповеди. Очень важно это помнить и это понимать. Когда мы ожидаем, что Бог будет нашим помощником в бытовых нуждах, когда мы надеемся, что Бог сохранит нас от болезней и невзгод, надо помнить, что в Священном Писании Нового Завета нет оснований для такой надежды. Правда, есть одна крайне важная оговорка: Бог действительно поможет, Бог действительно сохранит, но только в том случае, если это будет необходимо для распространения Его Благой Вести, то есть Евангелия.

Поэтому когда мы размышляем о собственном благе, надо соотносить это благо с делом Христовой проповеди. Для чего мне быть здоровым? Чтобы было хорошо мне и моим близким? Или чтобы я мог являть пример христианской жизни, мог угождать нашему Богу через свои добрые дела? От ответов на эти вопросы во многом зависит то, в какой степени Бог будет помогать нам и нас поддерживать. Да, мы можем сказать, что, несмотря на факт нашей принадлежности к Церкви, несмотря на то что все мы крещены и миропомазаны, мы не чувствуем в себе апостольской силы и ревности. Это так. Но и апостолы не чувствовали бы силы, если бы остались сидеть на месте или же отправились снова профессионально заниматься рыбалкой. Они ощутили силу, так как у них была ревность к делу проповеди Христа Воскресшего. А ревность к этому делу — не вопрос данной Богом силы, это следствие решимости. Дай нам всем Бог иметь такую решимость, и через евангельские дела опытно познать, что сила Духа Святого, сила Божия всегда и всюду пребывает с нами, действует в нас и укрепляет нас!