9 мая 2020 года, в канун Недели 4‑й по Пасхе, о расслабленном, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— «Всё, что читается из Священных Писаний к нашему назиданию и спасению, надлежит слушать со вниманием. Но более всего заслуживает запоминания то, что имеет силу в борьбе с еретиками, чьи козни не перестают преследовать тех, кто послабее и полегкомысленнее» — так прокомментировал блаженный Августин призыв ангела из евангельского отрывка, который читался за всенощным бдением: «вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24, 6).

Наблюдение за жизнью современного нам общества показывает, что мысли блаженного Августина не теряют своей актуальности. В самом деле, незнание, невнимание и небрежное отношение к словам Священного Писания приводят к самым разным грустным последствиям. Самое же первое следствие отсутствия интереса и внимания к Писанию — банальный страх. Страх за свою жизнь, страх за своё благополучие, за своё здоровье, страх каких-то внешних сил, страх всего и вся, страх там, где не должно быть какого-либо страха. А напуганным и боящимся человеком, как известно, очень легко манипулировать. Поэтому и первая задача тех, кто пытается увести человека от Бога, — заставить бояться, сделать так, чтобы человек забыл о Христовых обетованиях, сместить акцент с Благой — радостной! — вести на что-то мрачное и ужасное.

Почему страх является показателем незнания Священного Писания? Ответ очень простой, он кроется в другом вопросе: сколько раз на страницах Евангелия Господь Иисус Христос призывает не бояться? Более двадцати. Это самый частый призыв Христа. Сравниться с ним по частотности может лишь призыв веровать. Вера напрямую связана со страхом, но связаны они обратной пропорцией: вера уничтожает страх, в котором есть мучение, а совершенная любовь, рождаемая верой, изгоняет страх (ср. 1 Ин. 4, 18). Господь призывает не бояться природной стихии, призывает не бояться тех, кто может причинить физическое зло, единственное, чего, по Его словам, стоит опасаться, это вреда для своей души: «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). А самый страшный вред для души — это, опять-таки, невнимание к словам Христа. Вот чего следует бояться и вот от чего проистекают все наши беды.

Любопытно еще и то, что мы в качестве постоянного рефрена повторяем слова о необходимости покаяния. Конечно, это правильный и нужный рефрен, правильные и нужные слова. Но стоит помнить, что в Евангелии призыв к покаянию присутствуем лишь четыре раза, а в Евангелии от Иоанна его и вовсе нет. Простой подсчет евангельских слов показывает, что призыв отринуть страх значительно важнее призыва к покаянию. Впрочем, без покаяния как изменения образа мыслей, вряд ли удастся избавиться от страха. Покаяние предполагает, что мы перестанем вертеть головами по сторонам и будем смотреть лишь на Христа, лишь Его слушать и слышать, лишь Ему служить. Вот тогда то и станет возможным исполнить Его призыв и перестать бояться.